Приступаю к этой теме и
недоумеваю, как сжато и кратко изложить пространное и трудноопределяемое.
Впрочем, мы с вами, прилежные мои читатели, нуждаемся не столько в
определениях, сколько в нравственном руководстве и добром жизненном
совете.
Жизнь, может быть, оттого так
прекрасна, что в ней есть место дружбе. Дружба, подлинная и выверенная
временем, - несомненно, дар Божий. И тот, кто не имеет настоящих друзей,
должен молиться о даровании их. Нелегко сказать, что делает людей
друзьями, но, думаю, только тот дружеский союз будет крепким, который
основывается на духовном единомыслии. Если у двух или трех совершенно
разные понятия о жизни, один верит в Бога и непреложность Его заповедей, а
другой само слово "Бог" пишет с маленькой буквы, третьему же все
безразлично, то не уподобятся ли они лебедю, раку и щуке из одноименной
басни Ивана Андреевича Крылова?
Вспомним, кого Христос Спаситель
благоволил именовать Своими друзьями: "Вы друзья Мои, если исполняете то,
что Я заповедаю вам", а затем добавляет: "Сие заповедую вам, да любите
друг друга". Стало быть, и христианская дружба, и сила дружества - от
Бога, спасительной Его благодатью зачинается и укрепляется. Вот почему
святитель Игнатий Брянчанинов, замечательный подвижник и духовный писатель
XIX столетия, благоговел перед даром дружбы и призывал считать за великое
счастье, если в жизни нам удастся встретить одного или двух друзей,
истинно любящих Господа и со всем усердием исполняющих Его заповеди. К
сожалению, такое высокое понятие о дружбе как союзе единомысленных
существ, поддерживающих друг друга на жизненном пути совместным подвигом
молитвы, встретишь ныне редко, разве что в лице венчанных православных
супругов, о которых еще пойдет у нас речь. Но сейчас возвратимся к
размышлению о дружбе и друзьях. Кажется, что дружбе невозможно состояться
без взаимной открытости и доверия. И опять мысль моя обращается ко
Господу, истинному Учителю нашей жизни. "Я уже не называю вас рабами, ибо
раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому
что сказал вам все, что слышал от Отца Моего". От друга не будешь
сокрывать ничего, потому он и называется другом, что, разделяя твои мысли
и любя тебя во Христе, готов быть твоим сотаинником. И еще одно основание
дружества обретаем мы в Евангелии - жертвенная готовность служения близким
по духу людям. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за
друзей своих". Вот высота, к которой нам заповедано стремиться на земле и
которой мы должны проверять самих себя во взаимоотношениях с друзьями:
единомыслие, доверие и жертвенная любовь.
А теперь хочется поопасить наших молодых
читателей от слишком близких, как говорят, коротких, но, увы, сколь часто
легкомысленных знакомств, по недоразумению называемых дружбой. "Нужно с
человеком пуд соли съесть и узнать его, как свои пять пальцев, прежде чем
открыть душу", - говаривали раньше старинные добрые люди. "Не всякого
человека вводи в дом твой", - предупреждает нас ветхозаветный мудрец,
желая предотвратить искушение, свершающееся с юными из-за их жизненной
неопытности и простодушия. Истинная дружба, добавим мы, возможна в случае
полного и взаимного бескорыстия. И если хоть один житейский помысл
уязвляет протягивающего руку дружбы, тогда сбывается грубая и печальная
формула Лермонтова, говорившего, что в иных случаях из двух друзей один
дурак, а другой подлец.
Наглядной
иллюстрацией такого сомнительного союза служит всем известный эпизод из
"Капитанской дочки" А.С.Пушкина, когда один из "друзей", обманутый Петруша
Гринев, оказался вынужденным кукарекать под бильярдом, а другой -
бессовестный ротмистр Зурин стоял над ним хмельной и радовался негаданной
удаче - обыграл на крупную сумму желторотого юнца! Не дай Бог кому-либо из
наших читателей оказаться в положении последнего! "Не имей сто рублей, а
имей сто друзей", - гласит русская пословица. Но, как видим, выбирать
друзей тоже должно с разбором, ибо "друг познается в беде". И бывает, что
только жизненные тяжелые испытания и скорби, постигающие нас, дают нам
возможность отделить пшеницу от плевел, еще раз проверить самих себя и
убедиться в дружбе тех немногих, которые решились великодушно перенести с
нами все напасти.
Впрочем, о скорбях и
болезнях и их благодетельном значении для нравственной жизни человека нам
еще предстоит с вами поразмышлять.
Приметим, однако, что дружба тогда
бывает долговечной, когда мы стараемся развивать в себе чуткость и
деликатность в отношении близкого нам человека. Едва лишь кто-то начнет
проявлять неумеренную настойчивость, если не навязчивость, будет требовать
во всем отчета у своего друга, как будто он - наша собственность,
ревновать его к людям, к его собственным личным занятиям и делам, которых
у каждого из нас немало, к жизни вообще - дружбе конец! Пусть же наше
искреннее расположение и любовь к друзьям ничем не печалит их и не
доставляет им тревоги - и тогда они всегда будут платить нам взаимностью.
Всякий знает, что дружба между юношей и
девушкой, высокая и благородная, часто перерастает в любовь. Будем иметь
это в виду и соблюдать величайшую осторожность в отношении друг друга.
Незавидное и неблагодарное дело - уязвлять чужие сердца и оставлять в них
кровоточащие раны. Дружба девушек между собой, равно и братское общение
юношей друг с другом всегда останутся надежнейшей пристанью для
человеческого сердца, ищущего покоя, мира и тишины.
Любовь сопряжена как с большими тайнами,
так и с искушениями, которые христианину должно побеждать во имя самой
супружеской любви, Богом данной. И главное искушение - во взаимном
тяготении полов, которое находит свое освящение в таинстве венчания и
исполнении библейской заповеди: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте
землю". Господь Бог и Его вечный Закон требуют, дабы будущие супруги
сохраняли девство, душевную и телесную чистоту до вступления в брак. Ибо
такое бережное отношение друг ко другу - залог счастливой и мирной жизни в
супружестве, во всей полноте раскрывающемся в появлении детей -
благословенного Богом потомства. Вот почему в старину старались выдать
девицу замуж пораньше и всячески берегли ее от короткого общения с
женихом, считая недозволительными никакие вольности между ними. И
справедливо, ведь от малого до великого падения - один шаг. Сейчас иные
времена: большая часть человечества, отступив от Бога, вопреки совести
узаконивает беззаконие, полагая разврат и блудное сожительство делом не
только естественным, но и необходимым - своеобразной проверкой будущей
супружеской жизни. "О tempora, о mores! О времена, о нравы!" - воскликнул
бы с неподдельным ужасом Цицерон, окажись он в XX веке сидящим перед
телевизором где-нибудь в московской квартире.
Эта книга писана не для тех, о которых
выразительно говорит наша пословица: "Свинья найдет свою грязь". Итак, мои
друзья во Христе, если некому сегодня следить за нашей нравственностью,
будем сторожами сами себе и своему подлинному земному счастью, которое
многие из нас обретут в законном венчанном браке. Молодые люди-христиане
должны взращивать в себе рыцарское отношение к женщине. Юноша! Благоговея
перед своей матерью, как ты сможешь в мыслях осквернять ту, которая сама в
будущем станет матерью?! Если ты именуешь девушку своей невестой и
помышляешь о ней как о спутнице всей твоей жизни, бойся и перстом
прикоснуться к ней, разве что только подавая ей руку, когда она ступает на
землю и ищет опоры, выходя из "дилижанса".
Знает ли наш юный, но мужественный
читатель несколько переосмысленную "формулу любви", почерпнутую из писаний
святого Апостола Павла? Обращаясь к дорогому для себя существу, каждый
христианин должен бы уметь сказать: "...Ищу не вашего, а вас". И
действительно, чистая и глубокая привязанность внушает благоговение к
человеку. Грубая похоть, ничем не сдерживаемое плотское стремление часто
имеют место там, где и речи не идет о взаимном уважении, духовном
единомыслии и подлинной любви.
Прекрасные читательницы наши! Мудра наша
Мать Церковь, заповедующая блюсти невинность как драгоценный дар, дабы
принести ее незапятнанной к венцу. Иначе, идя на поводу у несдержанного
ухажера, мы никогда (!) не сумеем оценить его душевных качеств и, попросту
говоря, разобраться в нем как в человеке. Подобная распущенность до брака
далеко не лучшим образом характеризует личностные свойства супругов.
Любовь, размышляют некоторые, представляет собой целокупность духовного,
душевного и телесного единства любящих. И если над нами господствует плоть
и похоть, все творится в угоду страстям, счастья в супружестве не жди!
Посему не должно бояться быть "белой лебедью", или, как говорили в
старину, "красной девицей". Напротив, тем большее уважение вы вызовете у
окружающих людей, чем больше строгости и целомудренности проявите по
отношению к молодым людям, добивающимся вашего внимания.
Прекрасна, как то принято считать, пора
влюбленности. Она и неуклюжих делает галантными, неопрятных заставляет
следить за самими собой и даже иной раз исторгает рифмы из совсем
непоэтических сердец. Но влюбленность может стать и болезненным
состоянием. Случается это тогда, когда полюбив, мы забываем: един Господь
является Причиною бытия, Светом, Дыханием и Жизнью человеческого сердца.
"Не сотвори себе кумира", - гласит Святая Библия. И часто боготворя и
преклоняясь перед своей избранницей, духовно неопытный молодой человек
много вредит и самому себе, и своей будущей половине. Истинный христианин
всегда постарается трезво оценивать жизнь вокруг себя. Любовь, быть может,
в том и выражается, чтобы, видя и зная немощи и недостатки любимого
человека, терпеть их с надеждой исправить впоследствии собственной
чуткостью и пониманием. Только молитва к Богу дает силы и мудрость,
кротость и подлинную любовь, вооружившись которыми, мы победоносно
пронесем добровольно взятый крест Супружества.
А как нужна правильная самооценка в
брачных делах! Мне приходилось видеть женщин, горько плакавших, сетовавших
на свою печальную долю в замужестве. Мужья их беспробудно пили. "А не
замечали ли вы за ними этой привычки до брака?" - спрашивал я их как
священник. "Да, батюшка, - отвечали иные, - но мне казалось, что я
сильная, справлюсь, перевоспитаю его". Если ваш жених не может
пожертвовать бутылкой, гадюкой-страстью, ради вас, то, возьму на себя
смелость сказать однозначно, никогда не принимайте его предложения! Или
вино - или вы!
Раздавая житейские
советы, почерпнутые из пастырской практики, а больше из народной мудрости,
добавлю еще нечто: "Яблочко от яблоньки падает недалеко". Если вы хотите
больше узнать о вашей будущей половине, не пренебрегайте знакомством с ее
родителями. В супружестве оказывается очень важным, к какому сословию или
кругу принадлежат молодые муж и жена. Если они люди совершенно разного
уклада, он сын лесника, а она принцесса - то, как вы догадываетесь,
проблем (модное слово!) возникнет немало. Принцесса, предположим, привыкла
принимать ежедневно хвойные ванны, а ее избранник даже не знал о
существовании рукомойника, омываясь водой из близтекущего ручья.
Главным и необходимым условием брака для
православной души является тождество веры жениха и невесты. Каноны Церкви
запрещают свершение венчания православного с инославной или иноверной,
если только последние не пожелают принять правую веру. Ибо брак есть
прежде всего единство двух во Христе и в Церкви Христовой, а это единство
невозможно вне веры православной.
Юноши!
Не обольщайтесь миловидностью лица девушки, но лучше посмотрите на ее
обращение с родной матерью. Коль скоро вы увидите, что дочь услужлива,
предупредительна, почтительна с родительницей, - пред вами избранница
небес! Но если вы заметите небрежение, недовольство в тоне, дерзость и
даже хамство в обращении с матерью, бегите вон из этого дома, как будто бы
то была избушка на курьих ножках, а вы Иванушка-дурачок-простачок. Иные
хотят поскорее выйти замуж только для того, чтобы избавиться от
родительской опеки или улучшить жилищные условия.
Пусть они выходят замуж за кого угодно:
Отелло, Робинзона, д'Артаньяна, но только не за вас! "Ищи жену не в
хороводе, а в огороде", - поучает нас русский народ. Горе мужу, если жена
его оказывается изнеженной белоручкой, которая постоянно норовит
куда-нибудь выпорхнуть из дома: то в театр, то к друзьям. Не умея толком
ни готовить, ни шить, ни рукодельничать, достойная сожаления женщина и
мужа своего сделает несчастным человеком, ежечасно от него что-то требуя и
всегда оставаясь недовольной.
Сложное,
но спасительное дело брак, если вступают в него молодые люди не по
расчету, не по страсти, а по освященной верой и молитвой любви. Свечи,
которые держат в руках новобрачные во время венчания, - символ их
готовности отдавать друг другу свет и тепло, а самим умаляться ради
сохранения мира и единомыслия. "Тот, кто умнее, тот пусть первый
уступает", - сказал как-то один современный московский батюшка только что
повенчанным супругам. Венчанный брак тем и отличается от вполне уместной
гражданской регистрации, что он, будучи таинством Церкви, низводит на
брачующихся Божие благословение и поставляет их на служение супружеству.
Этот дар мы получаем от Бога не без клятв и обетов с нашей стороны.
Господь Иисус Христос через священника принимает обещания жениха и невесты
хранить взаимную верность, никогда не осквернять супружеского ложа изменой
и нести крест супружества до смерти. Сама кончина не разлучает преданных
друг другу мужа и жену. И как здесь на земле, так и у Престола Божия, во
Царствии Небесном, они будут стоять рука об руку, увенчанные спасением в
награду за веру, верность и любовь!
Не
получилось у меня, о терпеливые мои читатели, сказать емко о том, что не
объемлется и жизнью. Не поведал я вам о главном секрете супружеского
счастья, заключающегося в том, чтобы мужу обращаться с женой всегда так же
бережно и с такой же любовью, как и в день венчания. Не обмолвился о том,
что девушке, обремененной множеством немощей и недугов, болезненной и
хрупкой, должно заранее получить полное представление о тяготах
замужества, потому что вынашивание, рождение детей, как вы помните по
первой главе нашей книги, - это настоящий подвиг, требующий немалых
физических сил. Не сказал, что христианский брак, чистый и святой, вовсе
не знает никаких злоумышлений против зачатия и самих утробных младенцев,
убиение которых составляет главное преступление нашего времени, вопиющее
на небо об отмщении за него. Не посоветовал христианской девице, прежде
чем определяться в мыслях о замужестве, хотя бы на недельку съездить в
обитель, монастырь, дабы не укрылась от нее ангельская стезя - монашество
- путь превосходнейший, о котором вам надлежит еще услышать в этой книге.
Священник Артемий Владимиров
УЧЕБНИК ЖИЗНИ
Зміст розділу | || Обговорити на форумі|| | На головну |