Приступаю к этой теме и 
      недоумеваю, как сжато и кратко изложить пространное и трудноопределяемое. 
      Впрочем, мы с вами, прилежные мои читатели, нуждаемся не столько в 
      определениях, сколько в нравственном руководстве и добром жизненном 
      совете. 
     Жизнь, может быть, оттого так 
      прекрасна, что в ней есть место дружбе. Дружба, подлинная и выверенная 
      временем, - несомненно, дар Божий. И тот, кто не имеет настоящих друзей, 
      должен молиться о даровании их. Нелегко сказать, что делает людей 
      друзьями, но, думаю, только тот дружеский союз будет крепким, который 
      основывается на духовном единомыслии. Если у двух или трех совершенно 
      разные понятия о жизни, один верит в Бога и непреложность Его заповедей, а 
      другой само слово "Бог" пишет с маленькой буквы, третьему же все 
      безразлично, то не уподобятся ли они лебедю, раку и щуке из одноименной 
      басни Ивана Андреевича Крылова? 
      
     Вспомним, кого Христос Спаситель 
      благоволил именовать Своими друзьями: "Вы друзья Мои, если исполняете то, 
      что Я заповедаю вам", а затем добавляет: "Сие заповедую вам, да любите 
      друг друга". Стало быть, и христианская дружба, и сила дружества - от 
      Бога, спасительной Его благодатью зачинается и укрепляется. Вот почему 
      святитель Игнатий Брянчанинов, замечательный подвижник и духовный писатель 
      XIX столетия, благоговел перед даром дружбы и призывал считать за великое 
      счастье, если в жизни нам удастся встретить одного или двух друзей, 
      истинно любящих Господа и со всем усердием исполняющих Его заповеди. К 
      сожалению, такое высокое понятие о дружбе как союзе единомысленных 
      существ, поддерживающих друг друга на жизненном пути совместным подвигом 
      молитвы, встретишь ныне редко, разве что в лице венчанных православных 
      супругов, о которых еще пойдет у нас речь. Но сейчас возвратимся к 
      размышлению о дружбе и друзьях. Кажется, что дружбе невозможно состояться 
      без взаимной открытости и доверия. И опять мысль моя обращается ко 
      Господу, истинному Учителю нашей жизни. "Я уже не называю вас рабами, ибо 
      раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому 
      что сказал вам все, что слышал от Отца Моего". От друга не будешь 
      сокрывать ничего, потому он и называется другом, что, разделяя твои мысли 
      и любя тебя во Христе, готов быть твоим сотаинником. И еще одно основание 
      дружества обретаем мы в Евангелии - жертвенная готовность служения близким 
      по духу людям. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за 
      друзей своих". Вот высота, к которой нам заповедано стремиться на земле и 
      которой мы должны проверять самих себя во взаимоотношениях с друзьями: 
      единомыслие, доверие и жертвенная любовь. 
      
     А теперь хочется поопасить наших молодых 
      читателей от слишком близких, как говорят, коротких, но, увы, сколь часто 
      легкомысленных знакомств, по недоразумению называемых дружбой. "Нужно с 
      человеком пуд соли съесть и узнать его, как свои пять пальцев, прежде чем 
      открыть душу", - говаривали раньше старинные добрые люди. "Не всякого 
      человека вводи в дом твой", - предупреждает нас ветхозаветный мудрец, 
      желая предотвратить искушение, свершающееся с юными из-за их жизненной 
      неопытности и простодушия. Истинная дружба, добавим мы, возможна в случае 
      полного и взаимного бескорыстия. И если хоть один житейский помысл 
      уязвляет протягивающего руку дружбы, тогда сбывается грубая и печальная 
      формула Лермонтова, говорившего, что в иных случаях из двух друзей один 
      дурак, а другой подлец. 
     Наглядной 
      иллюстрацией такого сомнительного союза служит всем известный эпизод из 
      "Капитанской дочки" А.С.Пушкина, когда один из "друзей", обманутый Петруша 
      Гринев, оказался вынужденным кукарекать под бильярдом, а другой - 
      бессовестный ротмистр Зурин стоял над ним хмельной и радовался негаданной 
      удаче - обыграл на крупную сумму желторотого юнца! Не дай Бог кому-либо из 
      наших читателей оказаться в положении последнего! "Не имей сто рублей, а 
      имей сто друзей", - гласит русская пословица. Но, как видим, выбирать 
      друзей тоже должно с разбором, ибо "друг познается в беде". И бывает, что 
      только жизненные тяжелые испытания и скорби, постигающие нас, дают нам 
      возможность отделить пшеницу от плевел, еще раз проверить самих себя и 
      убедиться в дружбе тех немногих, которые решились великодушно перенести с 
      нами все напасти. 
     Впрочем, о скорбях и 
      болезнях и их благодетельном значении для нравственной жизни человека нам 
      еще предстоит с вами поразмышлять. 
      
     Приметим, однако, что дружба тогда 
      бывает долговечной, когда мы стараемся развивать в себе чуткость и 
      деликатность в отношении близкого нам человека. Едва лишь кто-то начнет 
      проявлять неумеренную настойчивость, если не навязчивость, будет требовать 
      во всем отчета у своего друга, как будто он - наша собственность, 
      ревновать его к людям, к его собственным личным занятиям и делам, которых 
      у каждого из нас немало, к жизни вообще - дружбе конец! Пусть же наше 
      искреннее расположение и любовь к друзьям ничем не печалит их и не 
      доставляет им тревоги - и тогда они всегда будут платить нам взаимностью. 
      
     Всякий знает, что дружба между юношей и 
      девушкой, высокая и благородная, часто перерастает в любовь. Будем иметь 
      это в виду и соблюдать величайшую осторожность в отношении друг друга. 
      Незавидное и неблагодарное дело - уязвлять чужие сердца и оставлять в них 
      кровоточащие раны. Дружба девушек между собой, равно и братское общение 
      юношей друг с другом всегда останутся надежнейшей пристанью для 
      человеческого сердца, ищущего покоя, мира и тишины. 
      
     Любовь сопряжена как с большими тайнами, 
      так и с искушениями, которые христианину должно побеждать во имя самой 
      супружеской любви, Богом данной. И главное искушение - во взаимном 
      тяготении полов, которое находит свое освящение в таинстве венчания и 
      исполнении библейской заповеди: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте 
      землю". Господь Бог и Его вечный Закон требуют, дабы будущие супруги 
      сохраняли девство, душевную и телесную чистоту до вступления в брак. Ибо 
      такое бережное отношение друг ко другу - залог счастливой и мирной жизни в 
      супружестве, во всей полноте раскрывающемся в появлении детей - 
      благословенного Богом потомства. Вот почему в старину старались выдать 
      девицу замуж пораньше и всячески берегли ее от короткого общения с 
      женихом, считая недозволительными никакие вольности между ними. И 
      справедливо, ведь от малого до великого падения - один шаг. Сейчас иные 
      времена: большая часть человечества, отступив от Бога, вопреки совести 
      узаконивает беззаконие, полагая разврат и блудное сожительство делом не 
      только естественным, но и необходимым - своеобразной проверкой будущей 
      супружеской жизни. "О tempora, о mores! О времена, о нравы!" - воскликнул 
      бы с неподдельным ужасом Цицерон, окажись он в XX веке сидящим перед 
      телевизором где-нибудь в московской квартире. 
      
     Эта книга писана не для тех, о которых 
      выразительно говорит наша пословица: "Свинья найдет свою грязь". Итак, мои 
      друзья во Христе, если некому сегодня следить за нашей нравственностью, 
      будем сторожами сами себе и своему подлинному земному счастью, которое 
      многие из нас обретут в законном венчанном браке. Молодые люди-христиане 
      должны взращивать в себе рыцарское отношение к женщине. Юноша! Благоговея 
      перед своей матерью, как ты сможешь в мыслях осквернять ту, которая сама в 
      будущем станет матерью?! Если ты именуешь девушку своей невестой и 
      помышляешь о ней как о спутнице всей твоей жизни, бойся и перстом 
      прикоснуться к ней, разве что только подавая ей руку, когда она ступает на 
      землю и ищет опоры, выходя из "дилижанса". 
      
     Знает ли наш юный, но мужественный 
      читатель несколько переосмысленную "формулу любви", почерпнутую из писаний 
      святого Апостола Павла? Обращаясь к дорогому для себя существу, каждый 
      христианин должен бы уметь сказать: "...Ищу не вашего, а вас". И 
      действительно, чистая и глубокая привязанность внушает благоговение к 
      человеку. Грубая похоть, ничем не сдерживаемое плотское стремление часто 
      имеют место там, где и речи не идет о взаимном уважении, духовном 
      единомыслии и подлинной любви. 
      
     Прекрасные читательницы наши! Мудра наша 
      Мать Церковь, заповедующая блюсти невинность как драгоценный дар, дабы 
      принести ее незапятнанной к венцу. Иначе, идя на поводу у несдержанного 
      ухажера, мы никогда (!) не сумеем оценить его душевных качеств и, попросту 
      говоря, разобраться в нем как в человеке. Подобная распущенность до брака 
      далеко не лучшим образом характеризует личностные свойства супругов. 
      Любовь, размышляют некоторые, представляет собой целокупность духовного, 
      душевного и телесного единства любящих. И если над нами господствует плоть 
      и похоть, все творится в угоду страстям, счастья в супружестве не жди! 
      Посему не должно бояться быть "белой лебедью", или, как говорили в 
      старину, "красной девицей". Напротив, тем большее уважение вы вызовете у 
      окружающих людей, чем больше строгости и целомудренности проявите по 
      отношению к молодым людям, добивающимся вашего внимания. 
      
     Прекрасна, как то принято считать, пора 
      влюбленности. Она и неуклюжих делает галантными, неопрятных заставляет 
      следить за самими собой и даже иной раз исторгает рифмы из совсем 
      непоэтических сердец. Но влюбленность может стать и болезненным 
      состоянием. Случается это тогда, когда полюбив, мы забываем: един Господь 
      является Причиною бытия, Светом, Дыханием и Жизнью человеческого сердца. 
      "Не сотвори себе кумира", - гласит Святая Библия. И часто боготворя и 
      преклоняясь перед своей избранницей, духовно неопытный молодой человек 
      много вредит и самому себе, и своей будущей половине. Истинный христианин 
      всегда постарается трезво оценивать жизнь вокруг себя. Любовь, быть может, 
      в том и выражается, чтобы, видя и зная немощи и недостатки любимого 
      человека, терпеть их с надеждой исправить впоследствии собственной 
      чуткостью и пониманием. Только молитва к Богу дает силы и мудрость, 
      кротость и подлинную любовь, вооружившись которыми, мы победоносно 
      пронесем добровольно взятый крест Супружества. 
      
     А как нужна правильная самооценка в 
      брачных делах! Мне приходилось видеть женщин, горько плакавших, сетовавших 
      на свою печальную долю в замужестве. Мужья их беспробудно пили. "А не 
      замечали ли вы за ними этой привычки до брака?" - спрашивал я их как 
      священник. "Да, батюшка, - отвечали иные, - но мне казалось, что я 
      сильная, справлюсь, перевоспитаю его". Если ваш жених не может 
      пожертвовать бутылкой, гадюкой-страстью, ради вас, то, возьму на себя 
      смелость сказать однозначно, никогда не принимайте его предложения! Или 
      вино - или вы! 
     Раздавая житейские 
      советы, почерпнутые из пастырской практики, а больше из народной мудрости, 
      добавлю еще нечто: "Яблочко от яблоньки падает недалеко". Если вы хотите 
      больше узнать о вашей будущей половине, не пренебрегайте знакомством с ее 
      родителями. В супружестве оказывается очень важным, к какому сословию или 
      кругу принадлежат молодые муж и жена. Если они люди совершенно разного 
      уклада, он сын лесника, а она принцесса - то, как вы догадываетесь, 
      проблем (модное слово!) возникнет немало. Принцесса, предположим, привыкла 
      принимать ежедневно хвойные ванны, а ее избранник даже не знал о 
      существовании рукомойника, омываясь водой из близтекущего ручья. 
      
     Главным и необходимым условием брака для 
      православной души является тождество веры жениха и невесты. Каноны Церкви 
      запрещают свершение венчания православного с инославной или иноверной, 
      если только последние не пожелают принять правую веру. Ибо брак есть 
      прежде всего единство двух во Христе и в Церкви Христовой, а это единство 
      невозможно вне веры православной. 
     Юноши! 
      Не обольщайтесь миловидностью лица девушки, но лучше посмотрите на ее 
      обращение с родной матерью. Коль скоро вы увидите, что дочь услужлива, 
      предупредительна, почтительна с родительницей, - пред вами избранница 
      небес! Но если вы заметите небрежение, недовольство в тоне, дерзость и 
      даже хамство в обращении с матерью, бегите вон из этого дома, как будто бы 
      то была избушка на курьих ножках, а вы Иванушка-дурачок-простачок. Иные 
      хотят поскорее выйти замуж только для того, чтобы избавиться от 
      родительской опеки или улучшить жилищные условия. 
      
     Пусть они выходят замуж за кого угодно: 
      Отелло, Робинзона, д'Артаньяна, но только не за вас! "Ищи жену не в 
      хороводе, а в огороде", - поучает нас русский народ. Горе мужу, если жена 
      его оказывается изнеженной белоручкой, которая постоянно норовит 
      куда-нибудь выпорхнуть из дома: то в театр, то к друзьям. Не умея толком 
      ни готовить, ни шить, ни рукодельничать, достойная сожаления женщина и 
      мужа своего сделает несчастным человеком, ежечасно от него что-то требуя и 
      всегда оставаясь недовольной. 
     Сложное, 
      но спасительное дело брак, если вступают в него молодые люди не по 
      расчету, не по страсти, а по освященной верой и молитвой любви. Свечи, 
      которые держат в руках новобрачные во время венчания, - символ их 
      готовности отдавать друг другу свет и тепло, а самим умаляться ради 
      сохранения мира и единомыслия. "Тот, кто умнее, тот пусть первый 
      уступает", - сказал как-то один современный московский батюшка только что 
      повенчанным супругам. Венчанный брак тем и отличается от вполне уместной 
      гражданской регистрации, что он, будучи таинством Церкви, низводит на 
      брачующихся Божие благословение и поставляет их на служение супружеству. 
      Этот дар мы получаем от Бога не без клятв и обетов с нашей стороны. 
      Господь Иисус Христос через священника принимает обещания жениха и невесты 
      хранить взаимную верность, никогда не осквернять супружеского ложа изменой 
      и нести крест супружества до смерти. Сама кончина не разлучает преданных 
      друг другу мужа и жену. И как здесь на земле, так и у Престола Божия, во 
      Царствии Небесном, они будут стоять рука об руку, увенчанные спасением в 
      награду за веру, верность и любовь! 
     Не 
      получилось у меня, о терпеливые мои читатели, сказать емко о том, что не 
      объемлется и жизнью. Не поведал я вам о главном секрете супружеского 
      счастья, заключающегося в том, чтобы мужу обращаться с женой всегда так же 
      бережно и с такой же любовью, как и в день венчания. Не обмолвился о том, 
      что девушке, обремененной множеством немощей и недугов, болезненной и 
      хрупкой, должно заранее получить полное представление о тяготах 
      замужества, потому что вынашивание, рождение детей, как вы помните по 
      первой главе нашей книги, - это настоящий подвиг, требующий немалых 
      физических сил. Не сказал, что христианский брак, чистый и святой, вовсе 
      не знает никаких злоумышлений против зачатия и самих утробных младенцев, 
      убиение которых составляет главное преступление нашего времени, вопиющее 
      на небо об отмщении за него. Не посоветовал христианской девице, прежде 
      чем определяться в мыслях о замужестве, хотя бы на недельку съездить в 
      обитель, монастырь, дабы не укрылась от нее ангельская стезя - монашество 
      - путь превосходнейший, о котором вам надлежит еще услышать в этой книге. 
      
Священник Артемий Владимиров
УЧЕБНИК ЖИЗНИ 
| Зміст розділу | || Обговорити на форумі|| | На головну |