Феномен веры
(в сокращении)
Вера в массовом сознании, по-моему,
ассоциируется в некоем триединстве - “Вера, Надежда, Любовь”. Но каким
образом, каковы ее производные? Являясь понятием распространненным, но
не вполне осознанным, оно возбуждает разум на поиски ответов на вечные
вопросы бытия.
Истоки данного триединства уходят в давние
времена, к святой Софии и ее дочерям Вере, Надежде и Любви. Это
произошло в эпоху раннего христианства, претерпевающего гонения.
[...] женщин сожгли на костре за веру в Христа. Они не отказались,
хотя могли бы спасти свои жизни.
Что есть
“вера”?
[...] европейский философ Шопенгауэр
высказался так по этому вопросу: “Вера - есть философия, принимающая
без доказательств какую - либо структуру”. В нашем языке имеется
выражение “принять на веру”, сходное с определением цитируемого
автора.
То есть вера с доказательствами, уликами -
не совсем та, о которой идет речь. Вот, я верю, что существуют атомы и
электроны с прочей дребеденью. Сам - не видел, но наука -
подтверждает. А если завтра наука передумает, то и я вместе с ней
также. Но всегда ли наука соответствует истине? Нет, настоящая вера
имеет иррациональную природу, как бы идет из глубины души,
подпитываясь из невидимых глазу источников. Она “не
передумает”!
Думается, вера - есть устойчивая,
определенная позиция человека, умеющего слышать голос души, своего
истинного “Я”.
Конечно, в жизни много моментов, когда мы
ориентируемся на свой опыт, на реальные факты, где каждому пригодится
вера в здравый смысл. Но сейчас речь о другом.
Вера для церкви и ее
оппонентов.
На вопрос “Вы - верующий?” любой ответит в
одном контексте, имея ввиду веру в Бога. И мы начнем с того же.
Видимо, это самое главное. Есть такая позиция, озвученная
замечательным писателем Уолкнером: “Религия - лишь одежда истинной
веры”.
Но религия, как путь спасения (очищения)
души, ее эволюции и , в какой-то мере, образа жизни, безусловно
необходима. Почему?
Чтобы поддерживать некий уровень
самодисциплины, самоконтроля над своей животной природой, усмирять
гордыню, поддерживать в себе светлое человеческое, духовное
начало.
В частности, для нашей страны наиболее
близким является православие, являясь духовным оплотом многих россиян,
оно подпитывает наш социум, вызывая к жизни пизитивные
тенденции.
Западные и восточные религии сильно
различаются, дополняя друг друга, и это – не зря, так усиливается
энергопотенциал человечества.
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд
жестко критиковал церковь (см. “Человек Моисей и монотеистическая
религия”).
Фрейд показал, что библейский Бог сначала
был не очень добрым к людям (Яхве), но потом как бы стал мягче.
Психоаналитик полагал, что церковь взамен индивидуального
невроза (отклонения психики) дает коллективный.
[...] многие ученые считают, что верой в
Бога, приводящей к церкви в том числе, движет страх смерти; отсюда
вера в загробную жизнь, в рай и ад и т.д. Они, похоже, искренне
уверены в этом, но..
Наши храмы возвышают чувства и не являются
вместилищем страха, если читатель был там, наверняка имел возможность
почувствовать, что не в страхе дело, а в душе!
И я не знаю, прав ли Фрейд (который и
любовь считал формой невроза), но такая правда мне не нужна!
Производные
веры.
Кажется, существует одна большая вера, как
корни дерева, питающая веры по-меньше. Эта глобальная вера - сродни
любви к жизни, к Богу, доверию ко Вселенной. Каждый из нас является
частью Мира, как клеточка, маленький кусочек, атом. И как клетка тела
“любит” организм, так и организм - свои составляющие. Вселенная -
сфера дружественная!
А когда клетка противопоставляет себя
организму, она становится раковой опухолью, и дело плохо.
Веры меньших масштабов касаются лично
каждого из нас:
- в свою семью, в друзей, любимых, в себя.
Это выражается в чувстве уверенности в том, что они на вашей стороне,
что мы - вместе, что мы - “наши”.
А вот с верой в себя посложнее будет. Вы
уверены в себе? И с самооценкой все в порядке? Исследования психологов
показывают, что такие проблемы далеко не чужды многим из нас. Одна из
причин, формирующих данный комплекс, берет свое начало в подростковом
возрасте, когда происходит самоутверждение личности, протекающее у
разных полов по разному, зато одинаково бурно. Критерии
самоутверждения ниже перечислятся в общем виде, внимательному читателю
же предоставляется право догадаться, что какой половине человечества
ближе:
- интеллект, знания;
- физическая сила, бойцовский
характер;
- личная привлекательность, обаяние,
коммуникативность;
- ярко выраженные способности, к
творчеству в том числе;
- высокий социальный статус и уровень
жизни (идет от родителей и распространяется на их детей).
В неблагоприятном варианте самоутверждения
не получается, проявить себя сложно и всюду - на троечку. И в
подсознании формируется негативный комплекс, и уверенность в себе тоже
на троечку. Так , сталкиваясь с ожиданиями, “большими надеждами”,
которые будоражат юные души, рождается внутри личностный
конфликт.
Другая причина падения веры в свои силы
находится в разуме человека. Русский исследователь Д. Верищагин (
подробнее см. в книге “Уверенность”) выделяет поверхностную,
деструктивную часть разума, придающую неверное значение каким-либо
событиям, сбивающего человека с истинного пути, называя ее “внутренним
критиком”. Этого “внутреннего критика” нужно научиться контролировать,
вовремя останавливать, прислушиваясь к истинному пониманию событий,
идущему из глубин души.
Следующая производная веры - верность
(отказ от выбора между субъектом веры и кем-то другим, несмотря на
видимые выгоды, преимущества или льготы оного). Верность хорошо
воспета творческими людьми, так, вспоминаются строчки о верности к
Родине:
“Наверно, земли есть и краше, и
милей
Наверно, есть, но мне других – не
надо”.
Вахтанг Кикабидзе
А Борис Гребенщиков так спел о верности
любимой женщине:
“Но когда семь звезд над твоей
головой
Станут багряным серпом,
И пьяный охотник выпустит псов
На просторы твоей пустоты,
Я вспомню всех, кто красивей тебя,
Умнее тебя, лучше тебя;
Но кто из них шел по битым стеклам
Так же грациозно, как ты?”
Здесь очевидна связка верности с любовью.
И правда, если нет любви, то кому хранить верность? В самом деле,
когда приходит любовь, следом ей идет верность, ибо, что любят – тому
и верны.
Вот мы и возвратились к тому с чего начали
– к триединству.
А что касается надежды – так то тоже
своего рода вера, вера в светлое будущее. Круг размышлений замкнулся,
сделав виток!
Финал.
Пусть сам читатель подведет итоги и
сделает выводы (если захочет). Автор же в свою очередь призывает жить
живой верой, не догматичной и косной; ведь чрезмерность может привести
к суеверию и фанатизму. Просто, надо жить,
Надо любить,
Надо верить!
Искренне ваш,
Солнышкин sesi@cmail.ru
Источник: http://www.zelen.ru
|