Как относиться к кошерной пище? 

Священник Дионисий Дунаев  

В некоторых храмах Киева висит объявление, запрещающее православным верующим употреблять продукты питания, имеющие обозначение «кошерный продукт» (т.е. разрешенный в употребление синагогой), потому что, дескать, эти продукты окропляются кровью жертвенных животных. Как к этому относиться?  

Для начала обратимся к Священному Писанию. Св. ап. Павел пишет: «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо, хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное, как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется» (1 Кор. 8:4-7). Здесь речь идет о некоторых коринфских христианах, которые посещали трапезы, проходившие в капищах, подавая тем самым повод к соблазну. Но саму пищу, даже посвященную идолам, апостол лишает особого значения священности, признавая идолов и всех ложных богов за ничто: "Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо, если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8:8-13). Из сказанного видно, что все дело не в пище, а в отношении к ней. Христианство лишено примитивных магических представлений, единственным субъектом этической жизни личности является совесть. Те же священнослужители, которые позволяют вывешивать у своих храмов вышеупомянутые листовки, не ободряют совесть людей, не воспитывают ее, а делают еще более немощной. Поэтому вкушать можно любую пищу, но при условии отношения к последней как к просто пище и не более. И надо следить, чтобы это не давало окружающим повода к соблазну. «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Эллинам, ни церкви Божией» (1 Кор. 10:25-32).  

Господь Иисус Христос Своим учением указал людям приоритет внутренней духовно-душевной жизни человека перед внешними объектами, которые сами по себе, взятые отдельно, по своей сути нейтральны; и только лишь сам человек делает их для себя либо вредными, либо полезными.  

Теперь перейдем непосредственно к сути вопроса. Здесь сразу же следует сделать несколько оговорок.  

Во-первых, после разрушения Иерусалима в 70 году I века Титом, сыном Веспасиана, кровавые жертвы прекратились, так как они могли приноситься только в Иерусалимском храме. В синагогах же жертвы не совершаются; иудейское священство исчезло, а сегодняшние раввины выполняют функции законоучителей и совершают лишь некоторые обряды. Абсурдно думать, что по цеху завода «Куяльник» или «Оболонь» ходит раввин с ведром крови жертвенного животного и кропилом окропляет всю продукцию. Это сколько же потребуется крови, чтобы всю продукцию окропить? А бутылки-то продают чистыми! Что: потом смывают кровь?  

Нужно понимать, что «кошерное» — это значит дозволенное в употребление для евреев, которые могут употреблять исключительно такую пищу. Сама синагога, исходя из принципов Синайского законодательства, вошедшего в Талмуд, определяет — какую именно пищу дозволяется употреблять евреям. Почему же нельзя христианам употреблять «кошерную» пищу вместе с «трефной» (запрещенной для иудеев)? Даже если предположить, что какой-то раввин совершил жертвоприношение и окропил определенную продукцию кровью — стала эта продукция запретной для христиан? Нисколько! Ведь эту продукцию не назовешь даже идоложертвенной! Евреи не поклоняются идолам. У них, безусловно, не спасительная религия и искаженное представление о Боге, но ведь продукция эта не станет идоложертвенной (посвященной языческим богам, т. е. демонам).  

Во-вторых, неужели молитва перед едой или, для немощных совестью, окропление святой водой, не сделает любую пищу пригодной для христиан? Откуда мы знаем, какого вероисповедания другие производители и реализаторы продукции? Что тогда — всех нужно проверять на «православность»? А вдруг батон, который православная бабушка покупает в магазине, выпек сектант-еретик? А батюшка в машину заливает бензин из какой-нибудь мусульманской страны?  

Поэтому всегда необходимо правильно размышлять, видя подобные объявления. И чтобы это делать правильно, нужно чаще читать Новый Завет, где среди прочего написано: «Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст — из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека…» (Мф. 15:17-20).  

Кроме того, следует помнить, что пометка «кошерный продукт» стоит не потому, что продукт этот окроплен жертвенной кровью, а из коммерческих соображений. Любая солидная компания хочет привлечь к своей продукции максимальное число покупателей, и с этой целью, возможно, даже платит синагоге, чтобы та признала упоминаемую продукцию пригодной в употребление иудеям, так как они — также определенный процент потенциальных потребителей. 

—————————————————————————————— 

ALTERA PARS. 

Употребляя кошерные продукты,мы тем самым исполняем иудейский закон(иудейский религиозный ритуал) о вкушении пищи,что само по себе уже является соблазном и нарушением Канонов Православной Церкви и "хотя и не разделяем,быть может,верования иудеев,но тем не менее подаем повод к соблазну и возбуждаем против себя подозрение,  

как приверженцы иудейских обрядов;кроме того сами оскверняемся подобным общением с иудеями*"  

————————  

*Из толкования на 70-е Апостольское правило.(ПРАВИЛА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ с толкованиями Никодима,епископа Далматинско-Истрийскаго.Том I.,стр.151) 

Александр Валентинович К.





   Зміст розділу      || Обговорити на форумі||  На головну