После
оккупации Галичины Австрией в 1772 году ее император Иосиф II, известный своей
нетерпимостью к монашеству, начал закрывать многочисленные монастыри, не взирая
на их конфессиональную принадлежность. Закрытию не подлежали только те, которые
занимались просветительской деятельностью, т. е. содержали начальные или
воспитательные учреждения. В число "непродуктивных" попал последний православный
монастырь - Скит Манявский на Станиславщине (теперь Ивано-Франковская область),
который вел аскетично-созерцательный образ жизни и был далек от
общественно-полезного труда. В 1700 году львовский епископ Иосиф Шумлянский
официально принял унию, однако не все приходы сразу же перешли на его сторону.
Дольше всех хранила верность Православию скитская обитель, пережив львовскую
Ставропигию (приняла унию в 1703 г.) и Креховский монастырь, который продержался
до 1721 г. Фатальным для Скита Манявского стал 1786 г. Декретом цесарской
канцелярии от 1.07.1786 г. Скит был закрыт. Сам акт закрытия производил комиссар
станиславского управления И. Ф. Яшевский вместе с заведующим солотвинскими
хозяйствами Штрасером 6 сентября того же года. В этот день, наглым образом
прервав Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме, Штрасер сел на
престол и зачитал цесарский декрет. С этой минуты перестал физически
существовать единственный оплот Православия в Галичине. Скитские монахи, около
60 человек, подались в монастыри Буковины - Сучавицу, Путный, Драгомирный и
другие. Некоторые из них направились в Киево-Печерскую Лавру. Хозяйство
закрытого монастыря перешло к Буковинскому религиозному фонду и фонду галичского
греко-католического духовенства.
Львовская
православная община, которая состояла в основном из иноземных купцов, которые
прибыли в Галичину из Молдавии, России, Балкан, после закрытия Скита Манявского
стремилась к образованию собственного прихода и строительству собственного храма
для нужд православного населения Галичины. Стремление православной общины имело
еще и моральную поддержку в патенте австрийской императрицы Марии Терезы,
который устранял все ограничения в конфессиональных вопросах. Ее наследник Иосиф
II, будучи довольно веротерпимым, продолжал эту политику. Как пример терпимости,
он в 1781 г. позволил протестантам совершать свои службы, отдав им во Львове
костел св. Урсулы, принадлежавший ранее доминиканским монахиням, вместе с
незаконченным еще монастырем, что по ул. Зеленой. Не были обделены и приезжие
православные русской национальности. Согласно торгового трактата между Россией и
Австрией, заключенного 3.02.1786 г., русским купцам, которые прибывали во Львов,
разрешалось ставить дома, продавать и покупать их.
В
1787 г. во время пребывания Иосифа II во Львове, местная православная община
вручила ему меморандум в деле установления православного духовенства и постройки
своего храма. Все пункты этого меморандума были приняты придворной канцелярией,
и последняя еще в том же году отредактировала соответствующий утверждающий
патент. Община тут же организовала сбор средств и, поскольку большинство
ее членов были богатые купцы, то вскоре собралась значительная сумма. На
собранные средства сняли частный дом под часовню, одновременно пригласили с
Буковины православного священника Паисия Якубовича; с ним и дьяка. Таким
образом, в конце 1787 г. львовская православная община имела свой собственный
храм.
Учитывая
то, что большинство прихожан были из греков, молдаван, славян, Божественную
литургию служили на всех трех языках. И этот обычай продержался до Первой
мировой войны. Проповеди произносились также на трех языках, потом ограничились
почти без исключения языком местного населения.
Для
постоянно растущего церковного фонда создана куратория, которую вначале делали
сербы Станислав Антич и Параонева Чинзар и грек Геста. Скоро община купила
собственный дом, однако переход в него прихода не произошел. Этому помешал
экономический кризис в купеческом движении в Бродах и других купеческих домов,
вследствие чего значительное количество иноземных купцов из Галичины выехало.
Община была вынуждена продать недавно купленный дом, чтобы покрыть долги и
налоги на содержание духовенства.
В
1832 году наступил новый, еще более острый кризис, и церковный фонд полностью
исчерпался. Священники на протяжении трех лет не получали платы, а хозяин дома
под часовню получил право экзекуции церковной собственности. Тогда местная
православная община обратилась за помощью к губернатору Галичины Фердинанду
д’Эсте. Тот помог. В течение года дело православного прихода было урегулировано
- его причислили к Буковинскому православному религиозному фонду. С тех пор фонд
обязывался покрывать все расходы, связанные с религиозными нуждами львовской
православной общины.
Однако,
эта община, которая насчитывала 384 человека, была недовольна администрацией
Буковинского фонда и дальше желала иметь собственный храм, учитывая возможность
приобретения одного из многих закрытых львовских монастырских костелов, которые
тогда стояли пустыми. Но эти старания были напрасными. Даже выделенный львовским
магистратом участок под строительство храма был снова отобран у православного
прихода, поскольку он, не имея средств, не мог приступить к его сооружению. К
тому же, Буковинская православная консистория отказалась дальше содержать
подопечный ей львовский приход. Только благодаря вмешательству правительства
(после долгих переговоров) в 1848 г. его приняли в штат Буковинской консистории,
однако с ликвидацией приходской автономии.
Буковинская
консистория быстро отрегулировала финансовое состояние львовского прихода, купив
в 1856 г. на улице Францисканской (теперь Короленко) значительную недвижимость
под конскрипционным номером 73 1/4, которая состояла из двух домов и 776 саженей
огорода. Все это стоило 14500 флоринов. Еще в том же году в одном из домов
устроена часовня, а в другом (двухэтажном) - назначено на место проживания
священника и церковной прислуги. Так, после долгих скитаний по различным домам,
православный храм, наконец, обрел собственное место. В 1862 году австрийское
правительство определил православному храму "право публичности (гражданства)",
но никогда не признавал права прихода, хотя он с самого начала исполнял все
обязательства, прежде всего, вел метрические книги всех православных, рожденных
в Галичине.
В
межвоенный период львовский православный храм стал предметом споров между
новообразованной польской державой и Румынией. Каждая сторона высовывала
претензии на право собственности. В 1923 г. польское правительство в лице
министра иностранных дел Александра Скшинского, руководствуясь статьей 208
мирного Трактата в Сен-Жермен, передало храм румынской стороне. Этот акт вызвал
недовольство местной православной общины и она, изгнав румынских делегатов из
храма, сама заняла его. Возникла сложная ситуация. Румынский религиозный фонд
подал иск во львовский суд на: 1. православного священника во Львове, 2.
митрополита Православной Церкви в Польше Дионисия, 3. на львовскую православную
общину, требуя права собственности на храм и выдачи ключей от него. Суд первой
инстанции вынес решение в пользу Румынского религиозного фонда. Однако,
апелляционный суд, который состоялся в 1930 г., признал принадлежность храма
Польской державе. Мотивацией было то, что с распадом австрийской империи бывший
Буковинский религиозный фонд в Черновцах перестал существовать, поэтому храм,
как собственность Австрии, на основе Трактата в Сен-Жермен, стал собственностью
Польского государства. С тех пор львовский православный храм во имя святого
великомученика Георгия Победоносца подчинялся Польской православной митрополии с
центром в Варшаве. В 1944 году храм перешел в ведение Московского Патриархата.
Как уже вспоминалось, для церковного помещения снимались различные частные и
общественные дома. Так, с 1787 по 1816 год храм находился в доме графини Кордули
Потоцкой, в 1816-1822 годах - во дворце князя Пининского, с 1822 по 1825 год - в
доме графа Боковского, в 1825-1839 годах он получил приют в Национальном
учреждении имени Оссолинских, с 1839 по 1844 год - в доме Александра Фредро, с
1844 по 1850 год - в доме Келермана, а с 1850 по 1856 год снова в учреждении
Оссолинских. Относительно этого учреждения можно сказать, что оно не отдавало в
аренду непосредственно библиотечный дом, а лишь небольшой дом в сквере, который
фасадом выходил на ул. Коперника. В 1857 г. его разобрали. Согласно договору о
найме от 27.05.1850 г. Буковинский фонд обязывался выплачивать 300 золотых за
часовню и 100 - за помещение для настоятеля. Старшими православной общины на то
время были Иван Бортник и Василий Драгунич. Год 1856 стал последним годом
скитаний. Оснащенный тогда в новоприобретенном доме храм отпечатал на литографии
около 1865 года по рисунку Й. Свободы, издатель Пиллер. Судя по литографии, это
был небольшой, построенный в стиле классицизма двухоконный дом с портиком
ионического ордера. Четырехскатную крышу завершала высокая ажурная, готической
формы колоколенка с колоколом.
Теперь, имея собственное место, православная община могла подумать про
сооружение нового каменного храма, что и было вскоре сделано. Со временем старый
церковный дом постепенно разрушался и стал непригодным для проживания. Львовский
магистрат рескриптом от 21.07.1893 г. закрыл храм и предложил на протяжении 30
дней разобрать его. Для богослужений временно задействовали часовню в приходском
доме. На случай, если бы этот дом не успели бы в указанный срок (5.08.)
отремонтировать, то богослужения должны были совершаться в евангелистском
костеле, о чем была договоренность с соответствующим департаментом
наместничества. Настоятелем храма в то время был священник Евгений Воробкевич,
его заместителем - священник Николай Димитриевич.
В
этом же году приготовлен, и 8.10.1895 г. утвержден проект строительства нового
"греко-восточного" храма. Проект исполнил венский архитектор, обер-инженер
департамента континентального строительства Густав Загс. Он же исполнил проект
церковного дома, утвержденный еще в октябре 1894 года и ограды. Церковный
дом первоначально проектировался на оси входа в храм, позднее смещен на
восточную ось и в следующем году кое-что переделано. В 1895 г. объявлен конкурс
на ведение строительных работ. Из нескольких предложений было принято
предложение архитектора Винсента Равского как одно из самых экономичных и 25
октября 1896 года наместничество от имени Буковинского религиозного фонда
заключило с ним контракт. Равский вел строительство от фундамента до его полного
завершения. 1.09.1897 г. положен краеугольный камень под храм и начато его
строительство. Наместничество обратилось к Равскому, что бы он до конца октября
того же года вывел фундамент храм и церковного дома. Техническим руководителем
строительства назначался инженер наместничества Антон Гауф, художественное
руководство возлагалось на автора проекта Густава Захса. В этом же 1897 году
организован комитет строительства, в который вошли: Иосиф Браунзейс, архитектор
строительного департамента наместничества, как технический советник, Антон Гауф,
руководитель строительства, священник Евгений Воробкевич, настоятель прихода,
Михаил Грушевский, профессор университета, как епитроф (опекун) церковный.
Строительство
проводилось быстро. Настолько, что в октябре 1899 г. храм и церковный дом уже
стояли. В октябре 1900 г. уже шли завершающие работы. Столярную работу в обоих
домах исполнила фирма Яни Вчеляка, слесарную - Ян Станкевич,
живописно-декоративные работы в церковном доме провел маляр Франциск Муха,
кафельные печи ставил Франциск Кубин. Цветные витражные окна в металлической
оправе для храма изготовила и установила венская фирма "Тиролер глясмалерай
анштальт". Эта же фирма исполнила мозаичную вставку над главным входом. Сначала
эта мозаика должна была изображать покровителя храма - святого великомученика
Георгия Победоносца, но почему-то изображение решили заменить образом Спасителя,
который и сейчас красуется над порталом.
Колокола
для храма отливала фирма Карла Швабе в Белей. Предложение известной литейной
фирмы Петера Гильцера из Нойштадта комитет отклонил. Из семи предложенных
колоколов четыре имели надпись на румынском языке, три - кириллицей. Румынские
тексты имели колокола святых Кирилла и Мефодия, прп. Иоанна Сочавского, Трех
Святителей и апостолов Петра и Павла, колокола равноапостольных Константина и
Елены, святого Георгия и колокол с дарственной надписью от Буковинского
религиозного фонда - с надписями на кириллице. Все датированы 1898 годом. Тогда
же слесарь Франциск Рыботицкий изготовил 5 крестов для завершения куполов.
В
1901 году установлен главный алтарь и иконостас. Каменный престол изготовил
львовский скульптор Людвиг Тырович за 350 крон, все покрытие престола -
фирменная мастерская львовянина Михаила Дымета стоимостью 486 крон.
Четырехярусный иконостас установили венские мастера. Столярную часть и резьбу
иконостаса делал Карл Вормунд, все иконы писал Фридрих фон Шиллер. Эта работа
стоила 9690 крон.
В
докладной записке технического руководителя строительства А. Гауфа от 11.07.1901
г. VII департаменту наместничества сообщалось, что строительство храма и
церковного дома давно закончено, а дом уже почти год как заселен. Освящение
храма состоялось 14 (27) октября 1901 года.
В
1902 г. в храме установлены две памятные таблицы, на чем задолго до этого
настаивало краевое руководство в Черновцах. Первая - в память 50-летнего юбилея
восшествия на трон императора Франца-Иосифа - на румынском, немецком и
украинском языках; вторая - про освящение храма - на румынском и украинском.
Обе
таблицы изготовил из мрамора Л. Тырович.
Во
время освящения стены храма еще не имели полихромии. К настенным росписям
приступили в 1902 г. К октябрю того же года их должны были закончить. Эскизы
полихромии, как и всего художественного оформления интерьера, изготовил венский
художник Карл Йобст (1835-1907), искусным оформлением лично руководил Густав
Захс.
Общая
стоимость сооружения всего комплекса составляла 102301 крон 84 галеры. Из них на
храм израсходовано 40000, на церковный дом - 21000 крон, иконостас и алтарь -
10500 крон, руководство работами - 2000 крон.
Храм
пятикупольный, построен в романо-византийском стиле из красного, специального
обжига кирпича и белого тесаного камня. Композиция плана центрична, ее основу
составляет греческий крест, углы которого заполнены меньшими, квадратными в
основе башнями, что в целом составляет квадрат с пятистенной алтарной
апсидой. Центральный объем венчает византийской формы купол на
восьмигранном светлом барабане, который доминирует над меньшими куполами внешних
башней. Башни главного фасада служат колокольнями, в восточных устроены
двухэтажные служебные помещения. Фасады рамен креста прорезаны окнами типа
трифорий, которые придают сооружению романистическую окраску. В интерьере
простор навы выделен колоннами боковых галлерей, которые служат хорами и
сообщаются между собой через башни. Простор навы перекрыт сферическим
соединением на круглом в середине барабане, алтарь - конхой. (Граненная снаружи
апсида в интерьере также закруглена). Объемно-пространственное решение
львовского храма близко по аналогии к семинарскому храму в резиденции
митрополита в Черновцах, сооруженного по проекту Иосифа Главни.
В
конструкциях, наряду с красным кирпичем, использован белый полянский и
тернопольский камень. Квадрами тесаного белого камня выложены углы и обрамления
окон. Использование на фасадах разноцветных строительных материалов подчеркивает
не только стиль, но дает и соответствующий эффект.
В аналогичной строительной технике сооружен также двухэтажный церковный дом. Оба
сооружения образуют единый ансамбль и являются лучшим образцом стиля историзма в
архитектуре Украины.
Зміст розділу | || Обговорити на форумі|| | На головну |