Мысли святых отцов о семейной жизни

 

ВО ОБРАЗ ДУХОВНОГО СОЮЗА ХРИСТА С ЦЕРКОВЬЮ

Брак есть таинство, в котором, при свободном обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности перед священником и це­рковью. благославляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью, испрашивается им благодать чистого еди­нодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Филарет, Митрополит Московский (113, 600).

Лучше всего, если Сам Христос присутствует на браке, потому что где Христос, там все обретает достоинство и вода претворяется в вино, то есть все изменяется к лучшему. Святитель Григорий Богослов (16, 293).

Необходимо призвать священников и молитвами и благословениями утвердить супругов в совместной жизни, чтобы и любовь жениха уси­лилась, и целомудрие невесты укрепилось, чтобы все способствовало водворению добродетели в их доме, а диавольские козни рассеялись, -и супруги в радости проводили жизнь, соединяемые помощью   Бо-жией. Святитель Иоанн Златоуст (38, 539).

А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию. Священномученик Игнатий Богоносец (113, 898).

Если самый брак должен быть освящаем покровом и благословени­ем священническим, то как может быть брак там, где нет   согласия веры? Святитель Амвросий Медиоланский (113, 598).

Вы, на кого в этой жизни честной брак положил свои узы, подумай­те о том, как бы побольше плодов внести в небесные точила. Святи­тель Григорий Богослов (14, 362).

Учи жену страху Божию, и все потечет к тебе, как из источника, и дом твой будет исполнен многими благами (42, 182).

Муж должен думать о том, чтобы делами и словами насаждать в доме благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но, кроме этого занятия, она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы вся семья трудилась для Царства Небесного. Святитель Иоанн Златоуст (41, 782).

Составляя единую плоть, (супруги) имеют и одну душу и взаимной любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супру­жество не удаляет от Бога, а/ напротив, более привязывает,   потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему. Малый корабль и при слабом ветре движется вперед... большого же корабля но сдвинет легкое дыхание ветра... Так, не обременные житейскими заботами име­ют меньше нужды в помощи великого Бога, а тот, кто обязан заботиться о милой супруге, имуществе и детях, рассекает более  обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам  взаимно более любит Бога. Святитель Григорий Богослов (15, 60).

Ты, избравший совместную жизнь с женой, не будь беспечен, как будто ты вправе успокоиться. Для твоего спасения нужно больше тру­дов и осторожности, потому что избрал себе жилище среди  сетей и державы отступнических сил (демонов). Ты имеешь перед глазами по­буждения к грехам, и все твои чувства день и ночь напряжены к же­ланию их. Потому знай, что не избежишь борьбы с отступником и не

одержишь над ним победы без многих трудов на страже евангельских догматов. Святитель Василий Великий (8, 39).

Брак, хотя и хорош, но в лучшем случае только не оскверняет жи­вущего в нем. А сообщить еще и святость он один не в   состоянии. Святитель Иоаав Златоуст (35, 320).

«Время, уже коротко, так что имеющие жен должны быть. как не имеющие» (1 Кор. 7, 29), — написал апостол, предостерегая не от законного супружества, а от бесчинного сладострастия. Указал он и на близкое скончание времен: если, говорит он, жизнь проходит быстро;

не надо пристращаться к ней, как к постоянной. Преподобный Исидор Пелусиот (50, 233).

ИСТИННОЕ БОГАТСТВО И ВЕЛИКОЕ СЧАСТЬЕ

Божественное творение явилось на земле и на земных долинах веч­но цветущего рая — человек. Однако у человека не было еще помощ­ника, подобного ему. Тогда премудрое Слово совершило   подлинно чудо — созданного быть зрителем мира, то есть мой корень • и мое семя многобразной жизни разделив на две части, могущественной и жи­вотворящей рукою извлекло из бока ребро, чтобы создать жену, и,

влив в недра обоих любовь, побудило их стремиться друг к другу. Свя­титель Григорий Богослов (15, 53).

Истинное богатство и великое счастье, когда муж и жена живут в согласии и соединены друг с другом как одна плоть... Такие супруги, хотя бы и жили бедно и были незнатны, могут быть всех счастливее,

потому что они наслаждаются истийЩым счастьем и всегда   живут в спокойствии (38, 418).

Живущих в таком супружеском союзе ничто не может   слишком опечалить, нарушить их мирного счастья. Если есть между мужем и женой единодушие, мир и союз любви, к ним стекаются все блага. И злые наветы не опасны супругам, огражденным, как великой стеной, единодушием в Боге... Это умножает их богатство и всякое обилие;

это привлекает на них и великое Божие благоволение (38, 422).

Жены, светящиеся душевной красотой, со временем все более об­наруживают свое благородство, и тем сильнее становится привязан­ность и любовь их мужей. Святитель Иоаюг Златоуст (37, 232).

Связанные узами супружества, заменяем мы друг для друга и руки, и ноги, и слух. Супружество и слабого делает вдвое сильнее... Общие заботы супругов облегчают для них скорби, и общие радости восхи­щают обоих. Для единодушных супругов и богатство делается прият­нее, а в бедности самое единодушие приятнее богатства. Для них суп-6

 ружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью не­обходимой привязанности. Святитель Григорий Богослов (15, 59).

Красота телесная, не соединенная с душевной добродетелью, может увлекать супругов двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы, но, обнаружив дурные свойства супругов, уничтожит   любовь (37, 232).

Если надо что-нибудь сделать для удовольствия друг друга, нуж­но украшать душу, а не тело наряжать и губить. Не столько   (внеш­нее)... делает супругов любящими, сколько целомудрие,   (доброта), ласковость и готовность умереть друг за друга. Святитель Иоанн Зла­тоуст (42, 441).

«Муж, оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» (1 Кор. 7, 3'). Брак достоин чести, и супружеский союз благо­словен Богом. Благословен, но с тем, чтобы сохранить силу Творца в рождении подобных себе и к продолжению человеческого рода, чтобы супругам стать родителями и увидеть себя плодовитыми насаждениями масличными. Блажен, кто с этим святым намерением вступает в супру­жеский союз, он избирает супругу не. по страсти, но смотрит на добро­детели ее... Такое избрание, как основанное на благоразумии, сделает брак благословенным и супругов счастливыми. Их жизнь будет раст­ворена любовью, ничто не сможет искусить их добродетели, ибо добро­детель, а не страсть управляет их душою. Плод чрева их непорочен:

дитя будет играть в их объятиях и утешаться их святыми лобзаниями. Воспитать же его в благонравии будет их первой заботой. Да и не труд­но им будет воспитать его в благонравии: будучи сами добродетельны и подавая постоянный пример добра, они не дадут случая младенцу уви­деть какой-нибудь соблазн. Он будет носить на лице образ их, но тот же образ сохранит и в нравах своих. Такой сын будет родителям радостью и заставит других завидовать им.

Когда же этим сокровищем обогатят себя родители, тем самым и дом их будет в наилучшем благо устроении; будет как чаша, исполненная благовонным вином — добродетельная жена бывает и благоразумной хозяйкой.

Насколько же этот союз свят и неразлучен, объясняет апостол Па­вел: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не вла­стен над своим телом, нр жена» (1 Кор. 7,4). А в другом месте еще важное объясняет этот союз: «Тайна сия вели­ка; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 32). Цер­ковь соединяется со Христом, как тело с главой так неразлучно, что ни Христос без Церкви, ни Церковь без Христа быть не могут. Поисти­не Тайна супружества велика, если она должна быть великим знамени­ем вечного соединения Христа с Церковью. Платон, Митрополит Мос­ковский (106, 194—197).

ЗА ДУШИ ДЕТЕЙ МЫ ОТВЕТИМ БОГУ

Рождение детей сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то человеколюбивый Бог, чтобы сразу смягчить наказание прародителей и ослабить страх смерти,   даровал рождение детей, являя в нем... образ Воскресения. (38, 162).

7

 Хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы подвергнемся стро­гому наказанию, если не радеем о спасении детей (35, 83). Дети не слу­чайное приобретение, мы отвечаем за их спасение. Святитель Иоанн Златоуст (46, 1112).

Кто хочет хорошо воспитать детей, воспитывает их в строгости и тру­дах, чтобы, отличившись в познании и поведении, могли они со време­нем получить плоды трудов своих (49, 139).

Во всяком возрасте о детях разные заботы, и страхи, и многие тру­ды. Преподобный Нил Синайский (35, 42).

Блажен, кто воспитывает детей богоугодно. Преподобный Ефрем Сирин (26, 146).

Пока душа еще способна к образованию, нежна и мягка, подобно вос­ку, легко запечатлевает в себе образы, надо немедленно и с самого на­чала пробуждать ее к добру. Когда раскроется разум и придет в дейст­вие рассудок, тогда будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех. Святитель Василий Великий (8, 112).

Нерадение о детях — больший из всех грехов, он приводит к край­нему нечестию (35, 82).

Надо не тогда внушать молодым людям страх, когда они сделались мужами, но наставлять и направлять их с детства. Тогда и впоследст­вии не будет нужды в угрозах (35, 117).

Мы не можем обмануть Бога. Который испытует сердца, все обнару­живает и возлагает на нас ответственность за спасение детей (35, 124).

Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться поро­кам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков (35, 118).

Если ты прекрасно воспитал своего сына, то он — своего, а тот — своего, и как бы некая полоса лучших жизней пойдет вперед, получив

начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках (37, 340),

Будем... так наставлять наших детей, чтобы они предпочитали добро­детель всему другому, а обилие богатства считали за ничто (38, 713). Родители будут наказаны не только за свои грехи, но и за погубное

влияние на детей, успеют ли они довести их до падения   или   нет (35, 111).

Это и расстраивает всю вселенную, что мы не радея о собственных детях; заботимся об их имуществе, а душою их пренебрегаем, что яв­ляется крайним безумием (37, 336).

Нам нет извинения, если дети у нас развращены... (35, 87).

Если бы отцы тщательно воспитывали своих детей, то не было бы ни судилищ, ни наказаний (37, 340).

Не будем заботиться о том, чтобы собрать богатство и оставить его детям; будем учить их добродетели и просить им благословение от Бо­га. Вот это, именно это — величайшее неизреченное сокровище, неос­кудевающее богатство, с каждым днем приносящее все больше даров (38,712).

Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; не ноше­ние во чреве делает матерью, но доброе воспитание (38, 781).

Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и тво­ими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и ос­нованием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание (38, 783). 8

 Возраст (детский) нежный — ребенок быстро усваивает то, -что ему говорят, и, как печать на воске, запечатлевается в душе детей то, что они слышат. Тем самым и жизнь их уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то в будущем это уже обратится в навык и как бы в природу, и они не так легко будут по своей воле уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам (35, 22).

Хочешь ли, чтобы сын твой был послушным? С детства воспитывай его в строгости. Не думай, что слушание Божественных Писаний бу­дет для него делом излишним (45, 185).

Старайся научить (сына) презирать славу настоящей жизни, от это­го он будет славнее и знаменитее (42, 186).

Те отцы, которые не заботятся о достоинстве и скромности детей, хуже детоубийц, поскольку губят их души (46,721).

Как никто не может рассчитывать на оправдание и снисхождение в собственных грехах, так нет оправдания родителям в грехах  детей

(46, 720).

Сорную траву легче вырвать, когда возраст нежнее, тогда и  надо следить, чтобы оставленные без внимания страсти не усилились и не стали неисправимыми. Святитель Иоанн Златоуст (46, 719).

Если родители не оказывают должного попечения о детях, не учат их разуму, не внушают им добрых правил, то души детей будут взыс­каны от рук их. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 93).

Садовник привязывает саженцы к колу, укрепленному в земле, что­бы ветер и буря не повалили их. И сучки или негодные побеги отсека­ет, чтобы они не повредили дереву и не иссушили его. Поступайте так и вы с малыми и молодыми вашими детьми; привязывайте сердца их к страху Божию, чтобы не поколебались они от сатанинских козней и не оставили благочестия. Отсекайте растущие в них страсти, чтобы не вы­росли, и не завладели ими, и не умертвили внутреннего нового челове­ка, рожденного в святом Крещении. Ибо видим, что когда дети растут. то являются и растут вместе с ними и греховные страсти, как  дикие побеги на дереве. Поэтому, чтобы эти дикие побеги не выросли, и не повредили человеку, и не погубили его, омытого, освященного и оправ­данного святым Крещением, необходимо наказанием и учением Господ­ним их отсекать. Отсекайте, возлюбленные, такие побеги в душах де­тей ваших, «воспитывайте их в учении и наставлении   Господнем» (Еф. 6, 4) (104, 373—374).

Родителям нужно молиться Богу о своих детях, чтобы Сам Он на­учил страху Своему и умудрил во спасение.

Примеры добрых дел нужно являть им в самих себе. Юные, да и лю­ди всякого возраста, лучше наставляются доброй жизнью, чем словом. Ибо дети особенно подражают жизни родителей: что замечают в них, то и сами делают, доброе будет или дурное, что видят. Поэтому роди­телям нужно самим беречься от соблазнов и пример добродетельной жизни подавать своим детям, если хотят их наставить в добродетели. Иначе ни в чем не преуспеют. Ибо дети больше смотрят на жизнь роди­телей и отражают ее в своих юных душах, чем слушают их слова. Сло­во всякого наставника, соединенное с жизнью, —достойное и сильное наставление, тем более наставление родителей (104, 377—378).

Видим, что молодое деревце в любую сторону легко склоняется  и куда склонится, в ту сторону и растет. Так и ребенок: чему научится, к тому и привыкает, чему научится, то и будет творить. Научится ли в 9

 юности добру — добрым будет всю жизнь. Научится ли злу — злым будет на всю жизнь. Ребенок может стать и Ангелом, и диаволом. Ка­кое воспитание и наставление получит, таким и будет: от воспитания, как от семени, все прочее время жизни зависит. Поэтому увещевает

Божие слово родителей: «Воспитывайте их в учении и наставлении Гос­поднем» (Еф. 6,4) (104, 601).

Юность, сама по себе склонная ко всякому злу, требует прилежного наблюдения, доброго воспитания и наставления, но вместо этого встре­чает ее великое зло — ядовитый соблазн родительских нравов... Соб­лазн же, как пожар усилившийся, далее и далее  распространяется и поедает одушевленные храмы. Горе детям от этого соблазна; но сугу­бое горе родителям, которые вместо полезного учения злым примером, как ядом, заражают юные сердца (104, >601—602).

Полезно учить наукам и художествам, но необходимо учить жить по-христиански. Внимайте этому, родители, чтобы не быть убийцами тех детей, которых вы родили на свет. Истинный отец — не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил. Родивший дал толь­ко жизнь, а хорошо воспитавший и научивший дал добрую жизнь. Мы в долгу у отцов, родивших нас, но у отцов, хорошо воспитавших и на­ставивших нас в благочестии, мы в гораздо большем долгу. Ибо родив­шие нас — родили к временной жизни; а отцы, воспитавшие нас в бла­гочестии, рождают к Вечной Жизни. «Кто сотворит и научит, тот вели­ким наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19). Блажен отец, который родил и к временной, и к Вечной Жизни. Недостоин родитель, который к временной жизни родил детей, но к Вечной Жизни затворил им две­ри или дурным воспитанием, или соблазнами своими! Лучше человеку не родиться, чем родиться и быть в вечной гибели (104, 1595).

Многие родители, имея слепую любовь к детям, жалеют наказывать их за проступки; но после, когда дети вырастут и будут безнравствен­ны, такие родители сами поймут свою погрешность в том, что не нака­зывали детей, пока они были малы. Сам Бог избранных чад Своих на­казывает, как видим в Писании, так разве Он не любит их? «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принима­ет» (Евр. 12, 6). В этом деле и христиане должны подражать Небесно­му Отцу и детей своих любить и наказывать. Ненаказанные в юности, в зрелости остаются, как кони необъезженные и дикие, ни к какому де­лу не пригодные. Поэтому , христианин, люби детей своих по-христи­ански и наказывай их, чтобы стали исправными и добрыми. Святитель Тихон Задонский (104, 1600—1601).

Вы помните, как за отеческое благочестие Ноя и Лота были спасены их сыновья и дочери. И иные почитающие своих родителей получают от Бога великие блага: изобилие в доме, а впоследствии и  изобилие вечное, как говорит об этом Иисус, сын Сирахов: «Уважающий мать свою — как приобретающий сокровища» (Сир. 3, 4). Далее такой че­ловек будет иметь честь от сынов своих, согласно слову того же сына Сирахова: «Почитающий отца будет иметь радость от детей   своих» (Сир. 3, 5). И если он молится Богу о здоровье или о счастье, его мо­литвы будут услышаны Богом: «В день молитвы своей будет услышан» (Сир. 3, 5). Кроме того, такой человек будет в этой жизни счастлив и долголетен, как говорит об этом заповедь Божия: «Почитай отца тво­его и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились  дни твои на земле» (Исх. 20, 12) и еще: «Уважающий отца будет долгоден-ствовать» (Сир. 3, 6). Такой будет еще и славен перед всеми и на зем-10

 ле, и на небе согласно следующим словам: «Слава человека — от честя отца его» (Сир. 3, 11). Род его также будет долговечным, «ибо благо- ' словение отца утверждает домы детей» (Сир. 3, 9). Если он и впадает в какое-либо несчастье или случится с ним печаль, то он скоро освобо­дится от них, как говорит об этом Писание: «Милосердие к отцу не за­быто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится» (Сир. 3, 14). Он удостоится и очищения от грехов, ибо почитающий отцаочи­стит грехи: «как лед от теплоты, разрешатся грехи твои» (Сир. 3, 15). Наконец, он не только благословен будет Богом на земле, пока жив, во и по смерти на Страшном Суде Христовом он услышит эти желанные слова: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уго­тованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34).   Святитель Димитрий

ростовский (103, 327—328).

Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от кото­рых жизнь, наставление и все, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать; когда не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в болезни или в другом слу­чае прикрывать или извинять их немощи, как сделали Сим и Иафет, сыновья Ноя (Быт. 9, 23), которые прикрыли наготу своего отца. Так говорится в Притчах: «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пре­небрегай матери твоей, когда и она состарится» (Притч. 23, 22). Хам, сын того же Ноя, показавший наготу отца своего, был наказан (Быт.

9, 25) 104, 605).

Святой апостол, учит: «Дети, будьте послушны родителям вашим во

всем» (Кол. 3, 20). Послушание же это тогда нужно, когда родители учат детей тому, что согласно слову Божию, а не противоречит   ему. Потому и святой апостол наказывает детям слушать родителей своих о Господе, то есть слушать в том, что угодно Господу: «Дети, повинуй­тесь своим родителям в Господе» (Еф. 6, 1). Если же они повелевают противное слову Божию, того ни в коем случае нельзя слушать, по­скольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем родительское. Об этом Христос, Сын Божий, учил в Святом Еван­гелии: «Кто любит отца или мать более нежели Меня, не достоин Ме­ня» (Мф. 10, 37) (104, 605—606).

За. непочитание родителей Бог великие наказания определил детям:

1) проклятие: «Проклят злословящий отца своего или матерь свою!»

(Втор. 27, 16);

2) смерть «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да бу­дет предан смерти» (Лев. 20, 9).   Святитель Тихон Задонский (104,

607).

«ЧТО БОГ СОЧЕТАЛ, ТОГО ЧЕЛОВЕК ДА НЕ РАЗЛУЧАЕТ» (Мф. 19, 6)

Этими словами Господь утверждает неразрывность христианского брака. Указан только один законный повод к  разводу — неверность супругов. Но как быть, если откроется что-либо подобное? Потерпи. У нас есть всеобщая заповедь друг друга тяготы носить; тем охотнее дол­жны взаимно исполнять ее такие близкие лица, как супруги. Нежела­ние потерпеть раздувает неприятности, и пустяки нагромождаются в разделяющую стену. Зачем ум-то дан? Сглаживать жизненный путь. 11

 Благоразумие рассеет встретившиеся противоречия. Не рассеиваются они от недостатка житейского благоразумия, а больше от нежелания хорошенько обдумать положение и еще больше — от отсутствия дру­гой цели в жизни, кроме удовольствий. Прекращаются наслаждения — прекращается и довольство друг другом; дальше — больше, вот и раз­вод. Святитель Феофан Затворник (116, 235—236).

Разводиться — дело противное как природе, так и божественному закону. Природе — поскольку рассекается одна плоть, закону — по­скольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не   велел разделять (41, 635).

Как девство лучше брака, так первый брак лучше второго (35, 389).

Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Цер­ковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви (45, 167).

Как во время болезни мы не отсекаем больного члена, а исцеляем его, так будем поступать и с женой. Если есть в ней какой-нибудь по­рок, то не жену отвергай, но истребляй порок (37, 227).

Сколько благ происходит из -того, что нет раздоров у жены с мужем, и сколько зол бывает... когда они ссорятся. Ни богатство, ни хорошие дети, ни множество детей, ни власть и могущество, ни слава и честь, ни изобилие и роскошь — никакое благоденствие не может радовать мужа и жену, если они в раздоре друг с другом (37, 382).

Будем выше всего ценить единодушие в семье и все будем делать так и направлять к тому, чтобы в супружестве постоянно сохранялись мир и тишина... Тогда и дети будут подражать добродетели родителей, и во всем доме будет благополучие (38, 423).

Где муж, жена и дети соединены узами добродетели,   согласия и любви, там среди них Христос. Святитель Иоанн Златоуст (38, 770).

«ХРАМ БОЖИЙ СВЯТ; А ЭТОТ ХРАМ — ВЫ» (1 Кор. 3, 17)

Будем подвизаться о чистоте даже до смерти и храниться от всякой нечистоты, которая не свойственна естеству, по словам первенца меж­ду пророками — Моисея. В особенности будем остерегаться разврата. Ангелы пали и низвергнуты из своего состояния славы и чести, позво­лив очам непозволительное воззрение. Нет ничего хуже, как смотреть с вожделением на женщину. Многие погибли из-за женщин... Не будь­те рабами скверных нижеестественных страстей, ни постыдных похо-тений, столь мерзких перед Богом. Имя Божие напишите на сердцах ваших; пусть непрестанно раздается внутри вас голос: «вы храм   Бо­жий» (1 Кор. 3, 16) и место Святого Духа. Человек, обольщенный не­чистым вожделением, перед Богом подобен бессловесным скотам, ли­шенным всякого сознания. Преподобный Антоний Великий (82, 17).

Блудная брань усиливается от пяти причин: от празднословия, тще­славия, многого сна, от склонности к красивой одежде, от пресыщения. Желающий отстранить от себя брань блуда пусть хранится от упомя­нутых поводов к ней... ибо страсти держатся одна за другую, как зве­нья в цепи. Преподобный авва Исаия (82, 152).

Апостол сказал: «Блуд и всякая нечистота и любостяжание не дол­жны даже именоватьсяу вас, как прилично святым» (Еф. 5,3). Блуд — это грех, совершенный телом. Нечистота — это страстное осязание своего и чужого тела, смех и свободное обращение с другими.   Инок

12

 должен сохранять непрерывное трезвение,-чтобы не осаабеть *о вни­мании, чтобы страсти не нанесли ему какого-либо вреда. Изречения бе­зымянных старцев (82, 385).

Любодеяние воспламеняется сначала в душе сластолюбца, а потом производит телесное растление (4, 162). .

Дух блуда не ограничивается тем, чтобы подвергнуть бесчестию од­ного, к нему тотчас присоединяются товарищи; пиры, пьянство, "посты­дные рассказы и непотребная женщина, которая вместе пьет, одному улыбается, другого соблазняет и всех распаляет к тому же греху, —" неужели мала эта зараза, маловажно такое распространение   ЗЛИТ (4, 167).                                                     ^;

Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожде-" ление невоздержанных, уже любодействует в сердце своем. Святитель' Василий Великий (5, 106).

Блудник вредит сам себе, сам себя пронзает стрелой бесчестия. Вор решается на воровство, чтобы питать тело, а блудник заботится об ог­раблении собственной плоти. Любостяжательного побуждает к хище­нию мысль о корысти, блудодеяние же наносит ущерб чистоте тела. Завистливому причиняет страдание слава другого, а блудник сам со­вершает собственное бесславие. Ибо что бесчестнее бремени блудоде-яния? Святитель Григорий Нисский (23, 453).

«Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3, 17), — говорит Священное Писание... Усиленно сопротивляйся деМону блу­да; не соглашайся увлечься помыслом, потому что от искры разгорают­ся угли и от дурной мысли умножаются дурные пожелания. Старайся истреблять и воспоминания о них (25, 202).

Прелюбодеяние искореняет в себе тот, кто обращает глаза вниз, а душу — к Господу (26, 228).

Прелюбодействующие чувствуют стыд, если их видит хоть один че­ловек; в каком же стыде должны предстать они там, когда будут взи­рать на них небо и земля? (28, 101).

Совершенно удалите от себя прелюбодейства, потому что в ров по­гибели они ввергнут тех, которые остаются виновными в них. Препо­добный Ефрем Сирии (28, 114).

Если тебя борет блудная страсть, удручай тело подвигами, со смире­нием припадая перед Богом, и обретешь покой (34, 97).

Если ощущаешь в себе блудную брань, то непрестанно удручай себя бдением, голодом и жаждой, смиряясь перед всеми. Преподобный авва Исаия (34, 210).

Горе блуднику, оскверняющему брачную ризу! Со стыдом изгоняет­ся он из брачного Царского чертога (48, 254).

В твоей власти или накормить (демона блуда) непотребными дела­ми, или с гневом обратить его в бегство молитвами, псалмопением, по­стом, бдением (49, 78).

Столп опирается на основание, а блудная страсть покоится на пре­сыщении. Преподобный Нил Синайский (67, 235).

Прелюбодейство... нарушает условие брака, унижает благородство детей, расторгает родственные связи и расстраивает всю человеческую жизнь. Преподобный Исидор Пелусиот (51, 132).

Мы удаляемся от Бога не местом, но делами. Ибо первое невозмож­но, как сказано у пророка: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Тво­его'куда убегу?» (Пс. 138, 7). Но грехи отлучают нас от   Бога (116, 188).

13

 Взирающий на женщину с вожделением, будет ли он мирянин или монах, будет одинаково наказан за прелюбодеяние (35, 107).

Когда муж обращается сердцем к другой, то, разделяясь в душе и управляемый уже самим диаволом, наполняет свой дом всякой скор­бью. А если и жена увлечется подобной же страстью, то все перевора­чивается до самого дна (38, 594).

Искушения этого греха сильны, и ничто не волнует так (юношеско­го) возраста, как эта страсть. Поэтому оградим их (юных)   отовсюду советами, увещеваниями, страхом и угрозами (38, 800).

Зачем засматриваешься на чужое лицо? Зачем стремишься в про­пасть? Зачем ввергаешь себя в сети? Ограждай свои глаза, прикрывай свое зрение, положи закон очам своим, послушай Христа, Который, уг­рожая, приравнивает бесстыдный взгляд к прелюбодеянию (39, 182).

Что пользы в удовольствии, если оно... подвергает непрестанному страху, вечному мучению? Не гораздо ли лучше, немного воздержав силу своих помыслов, удостоиться вечной радости, чем за малое удо­вольствие от порочных пожеланий мучиться бесконечно? (39, 182).

Кто любит смотреть на красивые лица, тот больше всего сам разжи­гает в себе пламя страсти и делая душу пленницей страсти, вскоре при­ступает и к исполнению пожелания (41, 191).

Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри постоянно на свою жену и люби ее; этого не воспрещает никакой закон. Если же будешь взирать на чужую красоту, то оскорбишь и свою жену, отвра­щая от нее взгляд, и ту, на которую смотришь, так как касаешься ее вопреки закону (41, 193).

Не говори: что в том, если я пристально посмотрел на красивую жен­щину? Если ты прелюбодействуешь в сердце, то скоро осмелишься со­вершить это и плотью (41, 193).

Блуд находит помощника в свойстве тела... Где блуд, там обитает диавол (43, 900).

Не обижай себя, человек, не отвергай всеоружия Духа Святого, что­бы враги легко не победили тебя; возьми щит покаяния и отрази стре­лы похоти (43, 900).

Избегай блуда, оскверняющего нашу душу и тело; блуда, удаляюще­го нас от Бога и от святых: блуда, который уготовляет для нас вечный и неугасимый огонь (43, 917).

(Прелюбодеяние есть) следствие тщеславия, чувственного разжже-ния и чрезмерного сладострастия (45, 19).

Блуд делает людей бесчестными, жалкими, смешными и презренны­ми у людей, делает то, что мог бы сделать враг. А часто блуд ввергал в болезни и опасности. Многие даже погибли от блудниц (45, 341).

Избегай прелюбодеяния, помня, что, впадая в него, ты одновремен­но становишься и нарушителем закона, и убиваешь свое тело, и позо­ришь себя, и душу свою подвергаешь мучениям, и бесчестишь   свой род, и прогневляешь Бога (45, 953).

Если твой брат соблудил, не поноси его обидными словами, не  на­смехайся над ним. Ты не доставишь этим ему нимало пользы, но толь­ко повредишь ему (45, 126).

Подумай, как сможет блудник войти в церковь после   общения с блудницей? Как будет простирать к небу руки, которыми обнимал ее? Кто посмеет молиться устами, которыми целовал блудницу? (46, 682).

14

 Если бы это была нечистота только телесная, ты мог бы, кай и сле­дует, очистить себя омовением. Но так как блудник загрязнил и сделал нечистой всю душу, пусть ищет такого очистительного средства, кото­рое могло бы смыть скверну ее. А если он не сделает этого, что, хотя бы исходил все речные источники, не в состоянии будет удалить даже и малейшей части этого греха (46, 682).

Лучше, конечно, совсем не быть знакомым с этим мерзким грехом. Но если уж кто поскользнулся, пусть употребляет впредь такие сред­ства, которые могут устранить самую сущность греха, обещая никогда больше не впадать в этот грех. Если же мы, согрешая, хотя и' осужда­ем совершенный грех, но опять принимаемся за то же, то нам не бу­дет никакой пользы от очищения. Святитель Иоанн Златоуст (46, 684).

Нам предстоит подвиг против духа блуда, эта брань более продол­жительна, чем другие, постоянна и жестока. В ней весьма  немногие одерживают совершенную победу. Начиная беспокоить с юного воз­раста, она не прекращается до тех пор, пока не будут побеждены про­чие страсти. Поскольку нападение бывает двоякое, на тело и на душу, то и сопротивляться надо двояким оружием, иначе нельзя одержать победу, только если и тело, и душа будут бороться вместе. Одного те­лесного поста недостаточно для приобретения или сохранения чисто­ты целомудрия, если не будут предшествовать сокрушение духа и по­стоянная молитва против этого нечистого духа. Потом   необходимы продолжительное размышление о Священном Писании с духовным ра­зумением, труд и рукоделие, обуздывающие непостоянные блуждания сердца. А прежде всего в основание должно быть положено истинное смирение, без которого нельзя победить никакого порока (53, 73).

Если хотим законно подвизаться духовным подвигом и победить не­чистого духа блуда... нужно надеяться не на свои силы (ибо это не­возможно совершить человеческим усилием), но на помощь   Божию. Ибо душа неизбежно терпит нападения от этой страсти до тех пор, по­ка не осознает, что она ведет войну, превышающую ее силы, и не мо­жет одержать победу собственным старанием и трудом, если не будет подкреплена помощью и защитой Господа (53, 75).

Исправление этого порока — блуда главным образом зависит от со­вершенствования сердца, из которого, по слову Господа, исходит бо­лезнь... (Мф. 15, 19). Следовательно, сначала надо очищать сердце, в котором находится источник жизни и смерти, как говорит Соломон:

«Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источ­ники жизни» (Притч. 4, 23). Ибо плоть подчиняется его произволению и власти и потому с особенным усердием надо соблюдать строгий пост, чтобы плоть, противясь внушениям души, бесчинствуя, не изгнала сво­его правителя — духа. Впрочем, если мы все значение будем прида­вать только укрощению тела, а душа не будет так же воздерживать­ся от прочих пороков и не будет занята божественным размышлением, то мы никак не сможем взойти на самый верх истинной непорочности, когда .главное в нас будет нарушать чистоту тела. Итак, по словам Гос­пода, нам надлежит очистить прежде «внутренность чаши и   блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23, 26) 53, 74).

...Не должно быть сомнения, что страсть блуда и нечистоты может быть истреблена в нас, потому что апостол повелел отсекать их так же, как и любостяжание, празднословие, смехотворство, воровство, отсече­ние которых удобно (53, 384).

15

 Но для всякого из нас, всеми силами подвизающегося против духа блуда, победа в том, чтобы не ожидать средства ( к победе) от своего старания (но от Бога). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Херемон 53, 400).

Кто телесными трудами и потами ведет брань с этим   соперником (блудным бесом), тот подобен связавшему врага своего слабой верев­кой... Кто воюет против него воздержанием и бдением, тот подобен об­ложившему врага своего железными оковами... Кто вооружается сми­ренномудрием, безгневием и жаждой, тот подобен убившему  своего противника и похоронившему его в песке (57, 114).

Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами, ибо он имеет многие убедительные оправдания, ибо воюет против нас с помощью нашего естества (57, 115).

Кто одним воздержанием покушается утолить блудную брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, двигая одной рукой. Соедини с воздержанием смирение, ибо первое без последнего не приносит пользы (57, 119).

Этот бес (блудный) тщательнее всех других подкарауливает удобный случай, чтобы нас уловить, и когда видит, что мы не можем помолить­ся против него телесно, тогда в особенности нападает на нас (57, 128).

Наш бесчеловечный враг и наставник блуда внушает, что Бог чело­веколюбив и что Он скоро прощает эту страсть как естественную. Пре­подобный Иоанн Лествичннк (57, 118).                       -

Диавол из зависти воздвиг на тебя брань. Береги же глаза  свои и не питайся до сытости. Вина употребляй немного, и то по немощи тела, если придется. Приобрети смирение, расторгающее все вражьи сети. Преподобный авва Дорофей (58, 213).

«А Я говорю вам: кто разводиться с женою своею, кроме вины лю­бодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5, 32). Моисей   повелел, чтобы возненавидевший'жену свою развелся с ней, чтобы не  случи­лось чего-нибудь худшего, потому что ненавидимая могла быть и уби­та. Но Такой муж обязан был дать жене разводную, которая называ­лась отпускною, чтобы бывшая жена не возвращалась к нему и   не произошло смуты, если бы он стал жить с другой... Господь не наруша­ет Моисеева закона, но исправляет его и запрещает мужу ненавидеть свою жену без вины. Если он оставит ее по уважительной причине, то есть за прелюбодеяние, он не подлежит осуждению, а если не за пре­любодеяние, то подлежит суду, потому что тем заставляет ее прелюбо­действовать. Но и тот становится прелюбодеем, кто возьмет ее, пото­му что, если бы никто не взял ее, она, может быть, возвратилась бы к прежнему мужу и покорилась бы ему... А христианину должно быть миротворцем и для чужих, тем более для своей жены, которую Бог со­единил с ним. Блаженный Феофилакт (115, 563—564).

Но, может быть, кто-нибудь скажет: какая обида Христу Богу от то­го, что кто-либо оскверняет свое тело блудным грехом?   Воистину, в этом ему великая обида, ибо тело каждого христианина — не его, а Христово, согласно словам Писания: «Вы — Тело Христово, а   по­рознь — члены» (1 Кор. 12, 27). И не подобает тебе загрязнять тело Христово делами плотскими, сладострастными, кроме законного суп­ружества. Ибо ты дом Христов, по словам апостола: «храм Божий свят;

а этот храм — вы» (1 Кор. 3, 17); и разве тот, кто захотел бы выгнать

16

 хозяина из его собственного дома, не нанёс бы ему величайшей обидЫ? Да, нанес бы. И изгнанный из дома своего хозяин взял бы меч или что-либо другое и воздвиг бы брань на изгнавшего его. Так И Христос Гос­подь, изгоняемый нами из нас самих, из собственного дома Его, наши­ми скверными плотскими делами, терпит от нас обиду и берет меч в руки, чтобы воздать нам за Свою обиду. Посмотрим, как неугоден Гос­поду всякий, кто не борется со страстями своего тела, не побеаодает. а любит их, кто не угашает в себе огня похоти, но еще более разжигает его, влекомый сластолюбием, как говорится в Писании: «каждый иску­шается, увлекаясь и обольщаясь собственную похотью» (Иак. 1, 14).

Желающий же упорно сопротивляться страстям своим ради любви Христовой чем может побеждать их? Умерщвлением самого   себя. «Умертвите, говорит святой Павел, — земные члены ваши» (Кол. 3. 5). Таков был этот святой подвижник, говоривший себе: «усмиряю и пора­бощаю тело мое» (1 Кор. 9, 27). И никто не может иначе  победить свою обуреваемую страстями плоть, как только   умерщвлением ее... Каждый сам может достаточно видеть в житиях святых, как  многие истомляли себя различными умерщвлениями, угашая в себе пламень плотского вожделения. Достаточно сказать; что умертвивший   свои страсти есть добрый подвижник и бескровный мученик. Святитель Ди­митрий Ростовский (103, 698—699).

Блуд есть яд, умерщвляющий душу (104, 109).

Кто блудрдействует, тот отрекается от Христа. Святитель Тихон За­донский (104,109).

Грех блуда имеет то свойство, что соединяет два тела, хотя и неза­конно, в одно тело. По этой причине хотя он прощается немедленно после раскаяния в нем и исповеди, при непременном условии, чтобы покаявшийся оставил его, но очищение и отрезвление тела и души от блудного греха требует продолжительного времени, чтобы связь и еди­нение, установившиеся между телами... и заразившие душу, обветша­ли и уничтожились (108, 288).

В Новом завете (грех любодеяния) получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Они   сделались членами Тела Христова, и нарушитель чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгает единение с Ним... Любодей казнится смертью ду­шевной, (от него) отступает Святой Дух, согрешивший признается впав­шим в смертный грех... — залог неминуемой гибели... если этот грех неуврачуется благовременно покаянием (108, 333).

Весьма важно сохранение тела от впадения в блуд, но одного этого недостаточно для боголюбезной чистоты, которая видит Бога. На нас лежит непременная обязанность очистить самую душу от сладостраст­ных помышлений, мечтаний и ощущений (108, 339).

Телесное вожделение увядает от исповеди более, чем от поста и бде­ния (108, 490).

Закон Моисеев воспрещал прелюбодеяние. Господь воспретил плот­ское вожделение (108, 510).

Тщеславие в отношении к истинной славе есть блуд (109, 216). Тем, которые еще не стяжали истинной сердечной молитвы, помога­ет (в борьбе с блудным бесом) страдание в телесной молитве... (112,

341).

Особенно тяжелое впечатление производит на нас услаждение плот­скими вожделениями. Отцы называют их осквернителями духовного храма Божия. Святитель Игнатий (Брянчанннов) (112, 358).

17

 ...Никогда не было так своевременно, как в тот период, внушать хри­стианам из язычников воздержание от блуда, потому что никогда раз­вращение языческих нравов не доходило до такой степени, как в тот период. Евреи, нельзя не сказать правды, из всех племен могли счи­таться народом чистейшей нравственности, но и они смотрели на этот грех не как на преступление против нравственности, потому что такой взгляд был установлен только христианством. Что же касается языч­ников, то даже Сократ не считал блуда предосудительным, а Цицерон утверждал, что ни один из моралистов и не думал налагать на это дело запрещения. Взгляд на чувственность древнего человека изменился в Новом вследствие той чистоты, которой дышит и которую вселяет ка­ждая страница Нового Завета. Основой для такого изменения взгляда служат высочайшие нравственные истины, преподанные миру в учении Законоположника и Господа. Но долг справедливости требует воздать благодарность тому, чье учение было широким разъяснением этих ве­ликих истин, — апостолу Павлу. Если безумную растрату драгоцен­ных даров жизни следует считать страшным бедствием для личностей и народов, если разврат есть проклятие и позор, поедающий под ко­рень человеческое счастье гораздо быстрее, чем все другие пороки, и если, напротив того, румянец скромности на молодых щеках считается одною из драгоценнейших принадлежностей юности, то истинным бла­годетелем, под влиянием духовно-нравственных поучений   которого посеяны и возросли эти истины в сердцах юношей всякой христианской страны, следует признать того, кто, под наитием благодати Всесвятого Духа, с большей ясностью, с большим спокойствием, с большими убе­ждением, чем кто бы то ни было, разъяснил гнусность,   унизитель­ность, заразительность греха, через тело передающего и распространя­ющего свой яд по душе, имеющего еще то особенное свойство, что гу­бит душу не одного человека, но ставит в ответственность перед Богом за преграждение пути к спасению других личностей.   Барсов М. В. (114, 377—378).

В Нижнем Египте был некий отшельник, пользовавшийся известнос­тью, потому что он безмолвствовал наедине в келлии в пустынном ме­сте. По действию сатаны некая женщина развратного поведения, услы­шав об отшельнике, сказала юношам, знакомым своим: «Что вы мне дадите, если я низложу вашего отшельника?» Они условились щедро вознаградить ее. Она вышла вечером, как бы сбившись с дороги, при­шла к келлии отшельника, постучалась в дверь. Он вышел, увидев ее, смутился и спросил: «Каким образом ты пришла сюда?». Она, притвор­но заплакав, отвечала: «Сбилась с дороги». Умилосердившись над нею, он ввел ее в сени перед келлией, а сам вошел в келлию и запер за со­бой дверь. Но она стала кричать: «Авва! Здесь меня съедят звери!» Он опять смутился, но в то же время страшился Суда Божия за жестокий поступок и говорил себе: «Откуда пришла мне эта напасть?». Отворив дверь, он ввел ее в келлию. Тогда диавол начал стрелами вожделения разжигать его сердце. Поняв, что тут действует диавол, отшельник ска­зал себе: «Путь врага — тьма, а Сын Божий — свет». С этими слова­ми он зажег лампу. Чувствуя, что вожделение воспламеняется больше и больше, сказал: «Так как удовлетворяющие вожделения пойдут  в муку, испытай себя, можешь ли выдержать огонь вечный?» С этими словами он поставил один из пальцев руки над огнем лампады. Палец начал гореть, но он не чувствовал боли по причине необыкновенного воспламенения плотской страсти и до дневного рассвета сжег себе все

18

 пальцы на руке. Женщина, увидев, что делает отшельник, от ужаса как бы окаменела. Рано утром пришли упомянутые юноши к отшельнику и спросили его: «Приходила ли сюда поздно вечером женщина?» Он отвечал: «Приходила. Вот она, спит там». Юноши, подойдя к ней, наш­ли ее мертвой и сказали: «Авва! Она умерла». Тогда он, раскрыв ма­лую мантию, в которой был, показал им свои руки: «Вот что сделала мне эта дочь диавола. Но Писание говорит, что нельзя воздавать злом за зло». Помолившись, он воскресил умершую. Она покаялась и бла­гочестиво провела остаток жизни (82, 483—484).

Ученик одного святого старца был борим духом любодеяния, но при помощи благодати Божией мужественно противостоял скверным и не­чистым помышлениям своего сердца, очень прилежа посту, молитве и рукоделию. Блаженный старец, видя усиленный подвиг его,   сказал:

«Если хочешь, сын, я помолюсь Господу, чтобы Он  отнял у  тебя брань». Ученик отвечал: «Отец! Хотя я и тружусь, но вижу и чувствую в себе благой плод: по причине этой брани я пощусь больше и больше упражняюсь в бдениях и молитвах. Но прошу тебя: моли милосердно­го Господа, чтобы дал мне силу выдержать брань и подвизаться закон­но». Тогда святой старец сказал ему: «Теперь я узнал, что ты правиль­но понял, что этой невидимой бранью с духами при посредстве терпе­ния совершается вечное спасение твоей души» (82, 424—425).

Некий брат имел брань любодеяния. Он пошел к старцу и   сказал ему о своих помыслах. Старец сделал ему наставление, утешил и от­пустил с миром. Брат, почувствовав пользу, возвратился в свою кел­лию. Но вот опять пришла брань. Он опять сходил к старцу и таким образом поступал несколько раз. Старец не оскорбил его, но наставлял его не только не вдаваться в расслабление, а, напротив, приходить к нему каждый раз, обличая врага, когда тот начнет нападать. Таким об­разом, говорил старец, враг, будучи обличаем, отступит: ничто так не противно духу любодеяния, как когда открывают его дело, и ничто не приноист ему такой радости, как когда скрывают приносимые им по­мыслы. Огечнйк (82, 454).

Однажды диавол воздвиг в многотрудном теле святого Игнатия та­кую плотскую брань, что он, сжигаемый этим адским пламенем, пал на землю и долго лежал, как полумертвый, потом пришел к своему попе­чителю старцу Акакию и, объяснив ему свою беду, просил у него уте­шения. Добрый старец, как и подобало, утешил и утвердил его слова­ми божественными и Примерами святых мужей. После этого блажен­ный подвижник пришел в церковь, взял в руку икону Богоматери и ло­бызал ее, со слезами прося Приснодеву помочь ему в беде и избавить от этой непереносимой брани и диавольского наваждения. Не оставила Богоневестная своего раба искушаться сильнее, чем он мог: по благо­дати Богоматери его окружило некое неизреченное и неописуемое бла­гоухание, и с этого времени его оставила эта смертоносная   брань. Афонский Патерик (85, 247—248).

О БРАКЕ И ДЕВСТВЕ

Мы и девство, соединенное со смирением, чтим, и воздержание, соб­людаемое с честностью и благочестием, приемлем, и смиренное   от­шельничество от мирских дел одобряем, и честное брачное сожитель­ство почитаем. Книга правил святых апостолов (113, 598).

19

 Мы не вносим вражды между девством и браком — напротив, ува­жаем то и другое, как взаимно полезное. Славно девство, но девство истинное, потому что и в девстве есть различия: одни девы задремали и уснули, а другие бодрствовали (Мф. 25, 1—13). Достоин похвалы и брак, но брак верный и честный, поскольку многие сохранили, а мно­гие и не сохранили чистоты его. Святитель Амфилохий Икоиийский (113, 608).

Если кто из усердия к добродетели презирает супружескую любовь, то пусть знает, что добродетель не чуждается этой любви. В древности не только всем благочестивым было приятно супружество, но плодом нежной супружеской любви были и тайнозрители Христовых страданий

— пророки, патриархи, иереи, победоносные цари, украшенные всяки­ми добродетелями, потому что добрых не земля породила... но все они

— порождение и слава супружества.   Святитель Григорий Богослов (15, 61).

Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естествен­ного пламени (35, 311).

Брак есть пристань целомудрия для желающих хорошо пользовать­ся им, так как не позволяет неистовствовать природе (35, 302).

Брак не только не препятствует богоугодной жизни, если мы хотим бодрствовать, но и очень способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в при­стань. Святитель Иоанн Златоуст (38, 194).

Блажен, кто, немного уступив законам брака, приносит Христу боль­шую часть любви (14, 273).

Хорошо обязаться супружеством, только целомудренно, уделяя боль­шую часть Богу, а не плотскому союзу (15, 115).

Брак не бесчестен только оттого, что девство достойней его. Я буду подражать Христу, чистому Невестоводителю и Жениху, Который со­вершает чудо на браке и Своим присутствием доставляет честь супру­жеству. Да будет только брак без примеси нечистых пожеланий. Святи­тель Григорий Богослов (13, 283).

 Вступившим в брачную жизнь неудобно с душевным спокойствием посвящать себя жизни божественной. А тем, которые совершенно уда­лились от этой бурной жизни и всякого развлечения, очень легко пре­даваться высочайшим упражнениям. Святитель Григорий   Нисский (23,284).

 

 Источники

1. Писания мужей апостольских. 2-е изд. СП., 1895.

2. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архи­епископа Александрийского. 2-е изд. Сергиев Посад, 1902. Ч. 1.

3. То же, 1902. Ч. 2.

4. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архие­пископа Кесарии Каппадокийския. 4-е изд. Сергиев Посад, 1900. Ч. 1.

5..То же, 1900. Ч. 2.

6. То же, 1900. Ч. 3.

7. То же, 1901. Ч. 4.

8. То же, 1901. Ч. 5.

9. То же, 1901. Ч. 6.

10. То же, 1902. Ч. 7.

11. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архи­епископа Константинопольского. М., 1843. Ч. 1.

12. То же, 1844. Ч. 2.

13. То же, 1844. Ч. 3.

14. То же, 1844. Ч. 4.

15. То же, 1844. Ч. 5.

16. То же, 1848. Ч. 6.

17. Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского, епис­копа.. М., 1861. Ч. 1.

18. То же, 1861. Ч. 2.

19. То же, 1862. Ч. 3.

20. То же, 1862. Ч. 4.

21. То же, 1863. Ч. 5.

22. То же, 1864. Ч. 6.

23. То же, 1865. Ч. 7.

24. То же, 1871. Ч. 8.

25. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. 3-е изд. М., 1881. Ч. 1.

26. То же, 1882. Ч. 2.

27. То же, 5-е изд. Сергиев Посад, 1912. Ч. 3.

28. То же, 4-е изд. Сергиев Посад, 1900. Ч. 4.

29. То же, 3-е изд. М., 1887. Ч. 5.

30. То же, 4-е изд. Сергиев Посад, 1901. Ч. 6.

По материалам "Настольной книги священнослужителя"

   Зміст розділу      || Обговорити на форумі||  На головну