К супружеству нужно серьозно готовиться


 

Опыт моей работы позволяет сде­лать наблюдение: свои взаимоотно­шения с людьми редко кто рассмат­ривает как труд. Это вызывает мно­жество искажений в нашей семейной, общественной жизни. Касается это и вопросов знакомства будущих супру­гов, замужества.

Особенно заметно это среди де­вушек, которые тоже не относятся к замужеству как к серьезному делу. Недостаточно лишь сокровенного же­лания, обращенного к Отцу Небес­ному, или нашего благого пожелания. К супружеству нужно серьезно гото­виться. Дело не в том, что своими соб­ственными силами мы много тут на­работаем. Нет, но, видя наше стрем­ление. старание, усердие, и Господь призрит на нашу нужду видимым об­разом.

Другая сторона этого многотруд­ного дела. Могу ответственно ска­зать: когда мужчина делает обосно­ванное предложение женщине, она всегда его принимает. Увы. большин­ство современных молодых людей не в состоянии сделать такого предло­жения в силу незрелости своей лич­ности. Они не могут стать во главе семьи. Это порой приводит даже к нервным болезням. А к трудностям в общении с противоположным по­лом - наверняка.

Или другая история. Человек но­воначальный, живущий силой призы­вающей благодати, часто не имеет трезвой самооценки, пребывая в са­мообольщении, считая, что теперь все в его жизни будет устраиваться чу­дом по его молитве. Через некото­рое время после венчания таких мо­лодоженов проявляется их неготов­ность к супружеству, да и враг рода человеческого не дремлет... Близкие редко могут оказать молодым суп­ругам необходимую помощь, кото­рая прежде осуществлялась в родо­вом устроении. Учитывая, что боль­шинство людей лишены реаль­ного духовного наставничества, даже если и ходят к одному свя­щеннику, то и с этой бедой они оста­ются один на один. Отсюда - семей­ные драмы...

О родовом укладе, который рань­ше существовал на Руси и был разру­шен в советское время, расскажу се­мейное предание.

Одну из дочерей моего пра­деда, Василия Петровича, свахи наотрез отказались сватать за молодого офицера, с которым она была обручена» Узнав об этом, Оля горестно плакала, а в другой комнате батюшка с матуш­кой беседовали со свахами: «Сва­тьюшки, ну она же и рукодель­ница, и красавица».

- Да, - соглашались они, - но сватать не можем: не мироноси­ца, - вынесли строгое решение.

Тогда в семейном имении со­брался своеобразный родовой совет, девяносто человек (у меня сохранилась фотография тех дней). Здесь были и духовники, и крестные. Они советовались, что теперь с Олюшкой делать,

И решили: отправить ее в мо­настырь, но не для пострижения, а для дальнейшей подготовки, для воспитания к семейной жизни. Кстати, это была распространен­ная практика, монастыри занима­лись подобным служением.

Через год и восемь месяцев Оля вернулась, вышла замуж за любимого. Они жили счастливо и умерли вместе в блокадном Ленинграде... Так готовили к се­мейной жизни прежде.

Теперь, когда не передается по на­следству родовой опыт семейной жиз­ни, перед нами стоит осмысление и принятие неких искусственных средств, которые хотя бы частично восполняли утраченное естественное жизнеустройство.

Сложилось так. что для многих во-церковляющихся молодых семей я оказался в роли старшего дяди, деда, свата - не буквально, но по внутрен­ней сути - стал тем авторитетом, к чьему совету прислушиваются. Свя­щенник указывал мне: то, что я ро­дился в день памяти мчч. Гурия. Са-мона и Авива - покровителей супру­жества - не просто совпадение. Так, уже многие годы я занимаюсь устро­ением семей. Родовое наставничество и прежде не заменяло духовного, они благодатно соединялись.

С грустью приходится говорить о том, что психологами, психотерапев­тами будет вскоре внедряться меди­цинский термин, связанный с невро­тизмами религиозной жизни. Это пе­чальная реальность нашей жизни. В качестве примера можно назвать ве­рующего человека, который считает, что поборол блудную страсть благо­даря своему духовному возрастанию. Психолог же видит у него глубокий невроз на этой почве, человек стра­дает от комплекса неполноценности, его личность больна, но он не жела­ет трезво взглянуть на себя и разоб­раться в собственной душе.

Необходимо оговориться. Я не дерзаю считать себя уже воцерков-ленным человеком, и практика моя относится к рассмотрению людей, ко­торые делают лишь первые шаги в Церкви. К людям же. действительно живущим духовной жизнью, слова мои никоим образом не относятся.

Для разрешения различных труд­ностей, в том числе и в деле обще­ния, людям необходимо собираться вместе, чтобы соборно искать реше­ния. Вспоминая опыт советских «бюро знакомств», можно многое критико­вать в их работе. Но здравая мысль такова. Мы знаем: негоже человеку быть одному, но и поиск выхода из одиночества не осуществляется в оди­ночестве. Людям надо дать возмож­ность дотянуться друг до друга.

 

Записала М. Данилова
По материалам газеты «Празославный Санкт-Петербург»
 

   Зміст розділу      || Обговорити на форумі||  На головну