Опыт моей работы позволяет сделать наблюдение: свои
взаимоотношения с людьми редко кто рассматривает как труд. Это
вызывает множество искажений в нашей семейной, общественной жизни. Касается
это и вопросов знакомства будущих супругов, замужества.
Особенно
заметно это среди девушек, которые тоже не относятся к замужеству как к
серьезному делу. Недостаточно лишь сокровенного желания, обращенного к Отцу
Небесному, или нашего благого пожелания. К супружеству нужно серьезно
готовиться. Дело не в том, что своими собственными силами мы много тут
наработаем. Нет, но, видя наше стремление. старание, усердие, и
Господь призрит на нашу нужду видимым образом.
Другая
сторона этого многотрудного дела. Могу ответственно сказать: когда
мужчина делает обоснованное предложение женщине, она всегда его принимает.
Увы. большинство современных молодых людей не в состоянии сделать такого
предложения в силу незрелости своей личности. Они не могут стать во
главе семьи. Это порой приводит даже к нервным болезням. А к трудностям в
общении с противоположным полом - наверняка.
Или другая
история. Человек новоначальный, живущий силой призывающей благодати,
часто не имеет трезвой самооценки, пребывая в самообольщении, считая, что
теперь все в его жизни будет устраиваться чудом по его молитве. Через
некоторое время после венчания таких молодоженов проявляется их
неготовность к супружеству, да и враг рода человеческого не дремлет...
Близкие редко могут оказать молодым супругам необходимую помощь,
которая прежде осуществлялась в родовом устроении. Учитывая, что
большинство людей лишены реального духовного наставничества, даже если
и ходят к одному священнику, то и с этой бедой они остаются один на
один. Отсюда - семейные драмы...
О родовом
укладе, который раньше существовал на Руси и был разрушен в советское
время, расскажу семейное предание.
Одну из
дочерей моего прадеда, Василия Петровича, свахи наотрез отказались сватать
за молодого офицера, с которым она была обручена» Узнав об этом, Оля горестно
плакала, а в другой комнате батюшка с матушкой беседовали со свахами:
«Сватьюшки, ну она же и рукодельница, и
красавица»..»
- Да, -
соглашались они, - но сватать не можем: не мироносица, - вынесли строгое
решение.
Тогда в
семейном имении собрался своеобразный родовой совет, девяносто человек
(у меня сохранилась фотография тех дней). Здесь были и духовники, и крестные.
Они советовались, что теперь с Олюшкой делать,
И решили:
отправить ее в монастырь, но не для пострижения, а для дальнейшей
подготовки, для воспитания к семейной жизни. Кстати, это была
распространенная практика, монастыри занимались подобным
служением.
Через год и
восемь месяцев Оля вернулась, вышла замуж за любимого. Они жили счастливо и
умерли вместе в блокадном Ленинграде... Так готовили к семейной
жизни прежде.
Теперь, когда
не передается по наследству родовой опыт семейной жизни, перед нами
стоит осмысление и принятие неких искусственных средств, которые хотя бы
частично восполняли утраченное естественное жизнеустройство.
Сложилось так.
что для многих во-церковляющихся молодых семей я оказался в роли старшего дяди,
деда, свата - не буквально, но по внутренней сути - стал тем авторитетом, к
чьему совету прислушиваются. Священник указывал мне: то, что я родился
в день памяти мчч. Гурия. Са-мона и Авива - покровителей супружества - не
просто совпадение. Так, уже многие годы я занимаюсь устроением семей.
Родовое наставничество и прежде не заменяло духовного, они благодатно
соединялись.
С грустью
приходится говорить о том, что психологами, психотерапевтами будет вскоре
внедряться медицинский термин, связанный с невротизмами религиозной
жизни. Это печальная реальность нашей жизни. В качестве примера можно
назвать верующего человека, который считает, что поборол блудную страсть
благодаря своему духовному возрастанию. Психолог же видит у него глубокий
невроз на этой почве, человек страдает от комплекса неполноценности, его
личность больна, но он не желает трезво взглянуть на себя и
разобраться в собственной душе.
Необходимо
оговориться. Я не дерзаю считать себя уже воцерков-ленным человеком, и практика
моя относится к рассмотрению людей, которые делают лишь первые шаги в
Церкви. К людям же. действительно живущим духовной жизнью, слова мои никоим
образом не относятся.
Для разрешения различных
трудностей, в том числе и в деле общения, людям необходимо собираться
вместе, чтобы соборно искать решения. Вспоминая опыт советских «бюро
знакомств», можно многое критиковать в их работе. Но здравая мысль такова.
Мы знаем: негоже человеку быть одному, но и поиск выхода из одиночества не
осуществляется в одиночестве. Людям надо дать возможность дотянуться
друг до друга.
Записала
М. Данилова
По
материалам газеты «Празославный Санкт-Петербург»
Зміст розділу | || Обговорити на форумі|| | На головну |